Одна из самых сложных трансформаций произошла и продолжает происходить на Украине, казалось бы, одной из самых близких к России по политической культуре бывших советских республик. Нынешняя Украина состоит из территорий, связанных как с австро-венгерской и польской (скорее парламентарными), так и с российской (скорее автократической и самодержавной) политическими традициями. Есть еще и четвертая традиция – гетманской Украины 16-18 веков. Страны Восточной Европы, которые ранее были частью Австро-Венгерской империи, которая к 1918 прошла значительный путь в направлении установления конституционной монархии и парламентской демократии, благодаря этому обстоятельству были гораздо более интегрированы в Европу (к ним можно добавить Польшу), чем страны юга Восточной Европы, долгое время находившиеся под властью или бывшие в вассальной зависимости от Османской империи, где господствовал жестко авторитарный политический режим. По мнению болгарского политолога К.Денчева эти государства можно назвать “группой стран замедленного развития”.
Если в странах Восточной Европы в результате институциональной трансформации постепенно складываются парламентско-президентские республики типа финляндской или португальской ,то на постсоветском пространстве (за исключением Прибалтики) возникли временные авторитарные гибриды, сочетающие элементы автократических президентских систем с советской бюрократической номенклатурной практикой. Помимо практически «самодержавной» президентской власти, отличительными чертами подобных режимов являются пренебрежение интересами и мнением населения, свертывание демократических процессов и процедур, вытеснение публичной политики теневой. Чем дальше уходит в прошлое 1989 г., тем очевиднее, что направление движения большинства бывших республик СССР (России, Белоруссии, среднеазиатских и закавказских государств) существенно отличается от восточноевропейского.
Важнейшая особенность политических трансформаций на Украине – их эволюционный характер. Украина не знала событий, похожих на румынские 1989г. или российские 1993г. Конституционные изменения происходили там в соответствии с нормами прежнего режима; парламент сам принимал решения, определявшие направление преобразований. В известном смысле украинский сценарий трансформации близок к «бархатным революциям» в Восточной Европе.
Сравнение процессов, развертывающихся в Восточной Европе и постсоветских странах, указывает и на расхождения в понимании демократии. Утвердившееся в бывшем СССР представление о ее сути прекрасно иллюстрирует следующее замечание одного известного российского политика середины 1990-х годов: «Демократия заканчивается, когда опускаешь бюллетень в урну». Подобный примитивный взгляд на
демократию как на ритуальное проведение выборов вряд ли удовлетворит восточноевропейцев. Принципиальным для демократической системы является не то, что выборы формально проходят, и даже не электоральные правила, но то, как управляет избранная власть. Демократия – это постоянный процесс согласований и переговоров, позволяющий учитывать интересы различных общественных групп и структур, исключающий диктатуру как большинства, так и меньшинства . Применение упрощенных критериев порождает иллюзию, будто там, где есть выборы и правит большинство, «все в порядке». Но на практике ситуация гораздо сложнее, и украинский опыт тому наглядное подтверждение.
Украина объективно (географически) находится на стыке «восточноевропейского» и «постсоветского» миров. Часть ее территорий связана с австро-венгерской и польской политическими традициями, часть – с российской. Наконец, существует и традиция гетманской Украины XVI – XVIII вв. Не следует забывать, что сегодняшняя Украина – правопреемник бывшей Украинской ССР и ее границы – результат административного деления бывшего СССР. В своем нынешнем виде Украина – исторически новое государственное образование, политическая культура которого еще только зарождается из симбиоза традиций. Вместе с тем, если мы обратимся к истокам украинской государственности, то увидим, что демократические традиции там укоренены глубже авторитарных. Поэтому демократизация политической системы, движение в сторону парламентарной республики, расширение прав местного самоуправления, территориальных общин (громад) было бы для Украины естественным процессом.
Типологии партий и партийных систем
Простейшая и наиболее распространенная классификация политических партий - деление их на "левые" и "правые", - обязана своим происхождением Великой французской революции. Так уж случилось, что 1789 году, когда созванные королем Генеральные штаты провозгласили себя Учредительным собранием противники короля, сторонники ...
Методы влияния СМИ на политику в России
Хотелось бы заметить, что российские методы влияния СМИ на политическую жизнь общества имеют свою специфику. Этот факт можно как объяснить особенностями истории нашего государства, тем, что Россия лишь недавно вступила на путь демократического развития после периода тоталитаризма, так и некоторыми отличительными чертами российского мента ...
Сущность, содержание и механизм осуществления внешней политики
Внешняя политика представляет собой деятельность государства в сфере международных отношений в целях оказания направленного влияния на иных участников международных отношений. Она определяется не абстрактными принципами, а конкретными интересами общества. Широкую известность имеет высказывание известного английского политика Пальмерстона ...