Период с 1949 до середины 1960-х годов можно назвать эрой Аденауэра. Рост престижа ФРГ на Западе и благосостояния внутри страны, а также страх перед коммунистической угрозой - все это способствовало триумфу ХДС на выборах. Блок ХДС/ХСС стал ведущей политической силой на всех выборах в бундестаг с 1949 по 1969. На руку ХДС/ХСС сыграли подавление советскими войсками выступления рабочих в Берлине в 1953 и советское вторжение в Венгрию для усмирения восстания в 1956. В то же время прогрессивные социальные реформы не дали возможность социал-демократам увеличить число своих сторонников. Новая пенсионная программа вывела ФРГ на лидирующие позиции в этом вопросе. В производственной сфере профсоюзы добились принятия в 1951-1952 законов об участии рабочих в управлении предприятиями (в сталелитейной и угольной промышленности). В дальнейшем законодательство было распространено на предприятия, на которых работало более 2000 работников.
Теодор Хейс (1884-1963), первый президент Западной Германии (1949-1959), содействовал Аденауэру в деле создания стабильного государства, пользующегося уважением в мировом сообществе. Хейс, лидер СвДП, был известным либеральным политиком и писателем в 1920-е годы. В 1959-1969 его преемником на посту президента стал Генрих Любке (1894-1972), представитель ХДС.
Чтобы преодолеть зависимость от свободных демократов, блок ХДС/ХСС решил теперь войти в "большую коалицию" с социал-демократами. Лидеры СДПГ не раздумывая присоединились к своим соперникам, претендуя на 9 министерских портфелей против 11 у ХДС/ХСС; Вилли Брандт стал министром иностранных дел и вице-канцлером. Многим социал-демократам была не по душе перспектива работы в правительстве, в которое вошел Франц Йозеф Штраус (на чем настаивал ХСС), вызывала сомнение и кандидатура Курта Георга Кизингера, выдвинутого ХДС на пост бундесканцлера. Кизингер возглавлял отделение ХДС в Баден-Вюртемберге, считался уважаемым депутатом бундестага, но в свое время состоял в нацистской партии.
Большая коалиция, хотя и не принесла радикальных перемен в политике, изменила западногерманскую политику в ряде важных аспектов. СДПГ получила возможность продемонстрировать западным немцам свои способности в качестве правящей партии. Но при этом некоторые избиратели восприняли факт объединения самых крупных партий и неспособность СвДП сыграть роль эффективной оппозиционной партии как показатель того, что господствующая политическая верхушка объединилась против простого народа. В результате избиратели поддержали новые политические группировки, не имевшие ранее депутатов в бундестаге. К праворадикальному крылу относилась Национал-демократическая партия Германии (НДПГ), образовавшая в 1964. Ее программа имела некоторое сходство с программой нацистской партии, нацистами в прошлом были и многие ее лидеры.
НДПГ объединила электорат протеста, умело используя чувства национальной ущемленности и обиды на обе сверхдержавы, недовольство продолжающимся преследованием нацистских преступников, враждебное отношение к мнимой моральной вседозволенности и замешанные на расистских предрассудках опасения в связи с притоком иностранных рабочих. Партия пользовалась поддержкой среди жителей небольших городов и представителей экономически слабых мелких предпринимателей. Ей удалось провести своих депутатов в некоторые земельные парламенты (ландтаги). Но опасения в связи с возрождением нацизма оказались беспочвенными. Против партии сыграло отсутствие у нее сильного лидера, а также улучшение экономического положения в стране. В итоге она проиграла выборы в бундестаг 1969, набрав только 4,3% голосов.
Оценка эффективности избирательной кампании Саркози на выборах Президента Франции.
Сравнительный анализ выборов 2002 г. и 2007г.. Сравнительный
анализ выборов 2002г. и 2007г.
Всего же в этом году зарегистрировались 44 508 224 избирателя — на 3,3 млн больше, чем во время предыдущих президентских выборов в 2002 году. Уже к полудню на участках побывал 31% избирателей — на 8% больше, чем в 2002-м. К пяти вечера проголосовали уже 74% французов — уже на 15% больше, чем в прошлый раз. А к половине седьмого явка прев ...
Теоретическое исследование феномена «партия власти»
Общепринятое в мировой практике понятие партии власти в демократическом государстве — это синоним правящей партии, то есть той партии или коалиции, которая победила на выборах в парламент или на президентских выборах и сформировала правительство.1. Такой механизм реализуется в условиях многопартийной системы, играющей доминирующую роль в ...
Политические партии
Термин «партия» (от лат. Pars) означает часть, группа. Среди многочисленных определений политических партий наиболее оптимальным представляется следующее. Политическая партия – это «организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или ...