Современный человек отчужден от социальных сил, которые даже с помощью политических и правовых механизмов демократического характера не поддаются его влиянию и контролю. В лучшем случае - поддаются лишь частично. Войны и экономические депрессии становятся по своему действию почти форс-мажорной, природной силой.
Этот момент в наибольшей степени проявляется именно в правовом отчуждении. И не случайно Э. Фромм писал: "Нами управляют законы, которые мы не контролируем и даже не хотим контролировать, и этот факт является одним из самых ярких проявлений отчуждения"[4]
В политическом, равно как и в правовом, отчуждении диалектически соединяются две крайности. Конформизм по отношению к несправедливым законам, имеющим к тому же погрешности с точки зрения юридической техники, отчуждает индивида от идеи права, формирует ложную правовую идеологию. Если же закон, норма совпадают с правом (идеальным представлением о норме), тогда объективных причин для отчуждения не должно быть.
С другой стороны, неприятие норм права как неких безусловных для общества ценностей говорит об отчуждении индивида от общества и государства, будь его законоположения несправедливы или, напротив, максимально приближены к идеалу правовой справедливости.
Предметом особого внимания теорий процесса политического недовольства являются последствия неудовлетворенности политической системой.
Чувства политической неудовлетворенности, приводящей к отчуждению, включают, по меньшей мере, пять компонентов:
Бессилие ("Моё мнение никак не влияет на то, что делает правительство");
Недовольство ("Правительство обслуживает интересы небольших организованных групп, таких как бизнес или промышленность, и не слишком-то заботится о нуждах таких людей, как я");
Недоверие ("Большинство политиков - политические проститутки");
Отстранение ("Когда я думаю о правительстве, я не воспринимаю его так, как если бы оно было моим правительством");
Безнадежность ("Будущее этой страны мне видится мрачным"). [5]
Во-первых, эти пять компонентов неудовлетворенности оказываются в высшей степени взаимосвязанными: высокий уровень неудовлетворенности по одному из них коррелирует с высокими уровнями четырех других. Во-вторых, в основе этих пяти компонентов, по-видимому, лежат два аттитюдных измерения: политическое бессилие и отстранение образуют личное измерение неудовлетворенности, а политическое недовольство, недоверие и безнадежность составляют системное измерение неудовлетворенности. В-третьих, исследование атрибуции ответственности за политическую неудовлетворенность показывают, что люди чаще характеризуют существующее состояние политической системы неумышленным поведением частных лиц ("Граждане не располагают достоверной информацией в отношении политики и положения дел в обществе, поскольку правительство постоянно им лжет"), чем умышленным поведением чиновников ("Политики не соответствуют занимаемым ими должностям").
Обнаружена довольно устойчивая связь чувства политической неудовлетворенности с двумя демографическими факторами: социоэкономическим статусом и расовой принадлежностью. В частности, политическое отчуждение в большей степени характерно для низших слоев общества и рабочего класса по сравнению со средними и высшими слоями, а цветное население испытывает большее политическое отчуждение по сравнению с белым населением[6].
Наиболее широко распространенным следствием политического отчуждения является феномен абсентеизма - отказа или воздержания от участия в выборах. Поскольку значение выборов в механизме организации и функционирования демократических политических систем очень велико и практически все важнейшие институты формируются на их основе, то феномен абсентеизма является предметом наиболее пристального внимания, как со стороны теоретиков, так и практиков политики. Ведь в результате неуправляемости и нарастания явления абсентеизма или организации избирательной кампании без учета причин и механизмов, его вызывающих, деятельность политической системы может быть просто блокирована и начнется ее разрушение.
Общественно-политическое движение и атомизация общества - основа
существования тоталитарного режима
Третий признак - общественно-политическое движение, составляющее массовую социальную базу режима. К сожалению, в ранних концепциях тоталитаризма практически не рассматривалась роль самого народа в создании и функционировании тоталитарного режима. Народные массы чаще выступали в облике несчастных жертв, бедных непротивленцев, являющихся о ...
Политико-правовая идеология анархизма
В противоположность теориям государственного социализма анархизм выступал за социальную революцию не при помощи государства, а против государства. Государство — централизованную иерархию чиновников и военных — анархизм считал не менее жестоким, чем буржуазия, угнетателем и эксплуататором трудящихся. Анархизмом называется отрицание госуда ...
Типология политических лидеров
Каждый лидер обладает специфическими чертами характера, методами руководства, воздействия на массы, способами достижения поставленных целей и т.д. Исходя из различных критериев, можно выделить разные типы лидеров. По масштабности различают лидеров общенациональных, определенного класса, тех или иных социальных слоев. Лидеры разделялись н ...