Второй важной составляющей американской модели демократии В.В. Согрин правомерно называет федерализм, означающий разделение государственной власти между центральным правительством и штатами.
Третьей важной составляющей американской модели демократии стала, по определению автора, двухпартийная система. Партии создают своего рода политический рынок: предлагают обществу свои идеи и концепции и предоставляют избирателю возможность выбора путей развития общества. В результате они «важнейшим средством утверждения мирных, эволюционно-конституционных способов социально-политического соперничества».[12]
Историко-политологический анализ позволили автору книги сделать обоснованный вывод о том, что «американская демократическая модель заключает в себе возможность выбора путей общественно-политического развития и то, что часто такой выбор обеспечивал прогрессивное развитие США[13]».
Безусловно, ведущая роль в этом выборе принадлежала элитам и видным американским лидерам, чья деятельность влияла на этот выбор и реализовывала его. Поэтому не случайно центральными фигурами книги стали президенты, действовавшие в критические периоды истории страны и своими действиями вносившие изменения в ход истории. В книге интересно выписаны характеры президентов, обрисована социальная среда, сформировавшая их, проанализирован конкретный вклад каждого в разрешение конфликтных ситуаций, пришедшихся на время их президентства.
Книга представляет собой удачный опыт историко-политологического осмысления американской модели демократии и отражает высокий уровень развития отечественной американистики. Непреходящие уроки американского эксперимента, характеризуются поразительной жизнестойкостью и способностью к разрешению внутренних конфликтов мирными средствами, могут послужить примером для многих государств, встающих на путь демократии.
Абсолютно деидеологизированный подход носит работа В.В. Согрина, вышедшая в Москве в 2001 году - «Политическая история США»[14]. Основная позиция В.В. Согрина заключается в том, что Конституция США по сути своей является неизменным документом. Однако, взаимоотношения трех ветвей власти (исполнительной, законодательной и судебной) постоянно претерпевают некоторые изменения (различные поправки). Ко всему прочему в США, как и в других странах мира, наряду с формальной писаной конституцией существует и так называемая «живая» конституция, которая включает огромное количество неписанных правил и толкований, скрытых «подразумеваемых» и иных неявных полномочий, прав и прерогатив, которые не заключены в конкретных конституционных принципах, но выводятся из них с помощью логических умозаключений, часть необычайно изощренных, той или иной ветвью власти (в специальной литературе полномочия, в самом тексте Конституции не обозначенные, но как бы подразумеваемые (называются дискреционными).
Историю современного президентства В.В. Согрин разделяет на три этапа. Период от Ф.Д.Рузвельта до Р.М.Никсона (1934-1974) следуя определению, которое было введено известным историком А. Шлезингером-младшим, обозначают как имперское президентство[15]. Период правления Д.Форда и Д.Картера выступает как ослабленное президентство. Наконец, третий период, характер которого определило правление Р.Рейгана, Д. Буша-старшего и У.Клинтона, может быть поименован как восстановленное президентство.
Другой работой В.В. Согрина является его статья «Общество и власть в США XX века». [16]В ней автор выделяет четыре точки зрения на характер американского политического правления: 1) США - образцовая демократия; 2) американское политическое правление является элитарно-олигархическим; 3) полиархия; 4) элитарно-демократическая система. В.В. Согрин отстаивает концепцию, согласно которой политическая власть в современных Соединенных Штатах может быть определена как система демократического элитизма, сохраняющая преимущества верхних слоев общества и элит в политическом управлении. В данной статье автор дает развернутое обоснование данной концепции.
Нельзя не отметить статью С. А.Червонной и М.Е.Петросян «Америка в зеркале импичмента».[17] В этой статье дается полный анализ импичмента президента Б.Клинтона.
Основной своей задачей авторы ставили задачу оценить масштабы пережитого США кризиса и его влияния на политико-правовую систему в целом. В статье подробно дано объяснение самому понятию «импичмент» и процедуре осуждения в порядке импичмента. Правильно замечено, что Конституция США не содержит никаких критериев юридических оснований для импичмента, и в отсутствие конкретизирующего законодательства и соответствующих прецедентов конгрессу предоставляется широчайшая свобода действий. «Могущее служить основанием для импичмента правонарушение, - говорит вице-президент Д.Форд в разгар "Уотергейтского скандала" в 1975 году, - это любое правонарушение, которое в данный момент большинство палаты представителей сочтет таковым »[18].
Религия как фактор политической жизни общества
Как формы общественного сознания, религия и политика постоянно взаимодействуют, так как их носители практически одни и те же. Поэтому взаимовлияние их будет существовать до тех пор, пока они будут фигурировать в общественной жизни. Взаимовлияние политики и религии происходит на двух уровнях - структурном и функциональном. Структура полит ...
Основные трактовки политики
Термин «политика» возник еще в Древней Греции (от греч. «полис» - город) и первоначально обозначал различные формы государственного правления. Так, одно из первых произведений, посвященных изучению политики - трактат Аристотеля «Политика» - дословно так и назывался - «То, что относится к государству». Таким образом, описание и изучение п ...
Соотношение прав и религиозных норм как фактор регулирования политических отношений в обществе
Роль религии не является начальной и основной, хотя она и влияет на экономические отношения и иные сферы жизни общества. Она санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им «ореол святости» или объявляет «нечестивыми», «отпавшими», «погрязшими во зле», «греховными», противоречащими «закону», «Слову Божи ...