Культурно-административные основания власти включают в себя систему организаций, аккумулирующих и сохраняющих культурный потенциал страны, средства массовой информации, системы получения и переработки разведывательной информации, международные и национальные компьютерные сети.
Культурно-информационные ресурсы — это духовные ценности, знания, информация, которые благодаря новейшим системам их обработки, анализа и распространения становятся приоритетной ценностью. Уже сегодня в постиндустриальных странах «знания, в силу своих преимуществ — бесконечности, общедоступности, демократичности, подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором функционирования власти». К культурно-информационным ресурсам можно отнести: системы хранения и учета национального культурного достояния, методики сбора, обработки и стыковки различных видов стратегической информации, принципы и методы работы средств массовой информации, гарантирующих обществу информационно-культурный плюрализм. Сюда же включается система гарантий, препятствующих доступу к печати, радио и телевидению террористам и всякого рода экстремистским элементам.
Ресурсы власти, являясь производными от ее оснований, в то же время относительно самостоятельны и по своему содержанию существенно шире этих оснований. Это в первую очередь демографические, дипломатические, духовно-нравственные и социально-психологические ресурсы. Последние играют очень важную роль в оценке мотивации господства и подчинения.
Как правило, ресурсы власти используют по двум направлениям: для функционирования и укрепления самой власти, а также для создания адекватных ей оснований. В социотехнологической цепочке самой власти ресурсы играют самостоятельную роль в обеспечении научной обоснованности приказа (распоряжения), в организации контроля, для убеждения, наказания и поощрения, а также для обеспечения эффективной обратной связи от объекта власти к ее субъекту. При таком подходе ресурсы делят на организационные, поощрительные, принудительные и нормативные.
Организационные ресурсы направлены на создание оптимальных организационных структур управления, гарантирующих быстрое прохождение приказа до исполнителя и обеспечение надежного контроля. Они должны использоваться рационально, чтобы блокировать естественную потребность чиновничьего аппарата к расширенному самовоспроизводству.
Поощрительные ресурсы — это материальные и социальные блага, с помощью которых власть «подкармливает» определенные слои населения и политиков. В результате стимулируется выполнение распоряжений власти соответствующими объектами, а накануне выборов расширяется социальная база поддержки правящей элиты.
Принудительные ресурсы — комплекс мер административного воздействия и угрозы санкций при невыполнении приказа. Одновременно они используются для предотвращения забастовок, несанкционированных митингов, против явного и скрытого саботажа распоряжений власти.
Нормативные ресурсы — средства воздействия на ценностные ориентации и морально-этические нормы объектов власти. Они ориентируют на социальное партнерство руководителей и подчиненных, формируют определенный кодекс поведения, связанный с профессиональным долгом.
Разумеется, ресурсы власти являются обоюдоострым инструментом: при научно обоснованном, профессиональном использовании они укрепляют как саму власть, так и ее основания, однако при некомпетентном, волюнтаристском подходе они подтачивают, разрушают власть, способствуя возникновению кризисов и революций.
Происхождение политики и ее сущность
На первоначальных этапах развития человечества, когда общество еще не знало резкого противостояния интересов, механизмы самоорганизации производства и распределения продуктов, религия, обычаи и нравы естественным образом регулировали, как процесс удовлетворения потребностей, так и поддержание целостности общества. Однако эти механизмы ок ...
Иракский кризис и Россия
Принципиальная позиция противодействия агрессии, занятая Россией как членом Совета Безопасности ООН, несшим ответственность за поддержание международного мира, была единственно возможной и, в этом смысле, безвариантной. Ответственность за возникший кризис, несомненно, нес Ирак. И меры, предпринятые СБ ООН в 1990 г. в ответ на агрессию пр ...
Язык и политика
Проблема взаимоотношений и взаимосвязей между языком и политикой имеет за плечами такую же давнюю историю, как и стремление найти идеальное политическое устройство. Еще Дристотель ставил перед собой задачу: сделать для всех очевидным и понятным, "что полезно, что вредно, справедливо и несправедливо". Только исходя из этого созн ...