Относительно самостоятельный характер политического сознания, в отличие, к примеру, от морали или экономического сознания, проявляется в специфике политического пространства, политических отношений, политической культуры, традиций и норм политического поведения, в специфике политических технологий и методов политической деятельности, в специфике концептуально-категориального аппарата выработанного политической философией, политологией, социологией политики и другими науками, изучающими политические реалии и политическое сознание.
Для понимания сущности политических отношений, политических процессов и возможных перспектив их развития важен более подробный анализ массового, социально-группового и индивидуального политического сознания. Массовое политическое сознание представляет собой совокупность наиболее типичных, общепризнанных политических идей, взглядов, установок по поводу политической власти и социального управления. Оно возникает и развивается в процессе политизации общественной жизни, унификации ее норм и принципов на основе исторического, личного опыта, традиций культуры, морали, религиозных воззрений. Массовое политическое сознание различается по степени своей однородности. Наиболее однородно оно в обществах со стабильными политическими системами, развитой общегражданской идеологией и культурой.
На принципах цивилизованного плюрализма формируется и развивается массовое политическое сознание в странах с демократическими моделями организации политической жизни, где сложились правовые государства и гражданские общества. Подобный плюрализм массового сознания конструктивен по своей сути, ибо политическое сознание широких масс сориентировано на созидание лучшего, перспективного, справедливого, демократического жизнебытия.
На иных, нередко революционно-анархических принципах, формируется массовое политическое сознание в обществах с крайне полярной социально-классовой структурой, с авторитарными способами осуществления публичной власти и управления. Массовое политическое сознание данного типа чрезвычайно подвержено идеологическому, пропагандистскому воздействию, остро и эмоционально реагирует на те или иные социально-политические процессы текущей действительности.
Что касается социально-группового политического сознания то оно возникает и развивается в процессе взаимодействия различных социальных групп по поводу удовлетворения ими своих политических интересов.
Групповое политическое сознание не может быть до конца однородным, как не может быть однородным социально-политический статус входящих в него субъектов. Поэтому внутри любой социальной группы могут быть несовпадающие политические позиции. Кроме того, политическое сознание группы включает универсальные политические ценности общества, являющиеся той основой, на базе которой возникает единство и стабильность общественного порядка. А поскольку политическое сознание вырастает из взаимодействия различных политических интересов, его формирование связано и с внешними условиями реализации политических интересов.
Политические концепции, идеи, взгляды, оценки весьма широко представлены в сознании современного человека.
В процессе политической социализации личность усваивает основополагающие черты массового и группового политического сознания. Реализуя свои интересы, она объективно солидаризуется в своих действиях с позициями той социальной группы, которые ей близки. Хотя групповое политическое сознание складывается из индивидуальных политических сознаний, это вовсе не означает их тождества. Личное политическое сознание характеризуется не только высоким уровнем социализации, но и своей уникальностью, достаточно разнообразными свойствами. Социальный опыт каждой личности неповторим, и поэтому в процессе жизнедеятельности политическое сознание претерпевает изменения, в результате которых формируются реакционные, консервативные или революционные политические позиции.
Интенсификация политических усилий и
политический маркетинг как модели стимулирования политического обмена. Интенсификация комерческих усилий
Обозначив пространство политической борьбы конкурирующих групп влияния как рынок, исследователь сталкивается с вопросом, придерживается ли современная политическая элита в управлении сбытом своего политического товара концепции маркетинга. Для этого нужно привести сначала определение маркетинга. П. Дракер понимал, что «маркетинг не являе ...
Современные угрозы либерализму и либерально - демократическим странам
Либеральный демократический миропорядок сталкивается сегодня с двумя проблемами. Первая – радикальный ислам, и она наименее серьезная из двух. Хотя о радикальном исламе часто говорится как о новой фашистской угрозе, а его сторонники считают либеральную демократию неприемлемой, общества, в которых зарождается это движение, обычно характер ...
Роль социальных классов в политике
В политологии выделяется также понятие социальный класс и рассматривается его влияние на политику. Социальные классы выделяют среди других страт на основе их экономического положения, устойчивости социального положения их представителей, затрудненности социальной мобильности, а также многочисленности их представителей. Все это обусловлив ...