ОДПБ-ГП-ОГП
История партии, которая сейчас называется Объединенной гражданской партией (ОГП) берет свое начало в ноябре 1990 г., когда состоялся учредительный съезд Объединенной демократической партии Беларуси. Поскольку основную роль в его подготовке и проведении играли бывшие члены Демплатформы, многие ожидали, что вновь созданная партия заявит о своей приверженности социал-демократическим идеям. Однако еще до съезда его организаторы договорились, что по своим идеологическим ценностям это будет партия либерального направления. 19 марта 1991 г. после регистрации в Минюсте ОДПБ стала первой зарегистрированной партией в новейшей истории Беларуси. На II съезде БНФ (конец марта 1991 г) ОДПБ не согласилась стать коллективным членом БНФ.
II съезд ОДПБ (ноябрь 1991 г) принял Декларацию программных целей и принципов, в которой выражалась уверенность, что решить проблемы, стоящие перед Беларусью, можно только путем немедленного проведения либеральных реформ в области как экономики, так и политики. Председателем партии был избран народный депутат СССР А. Добровольский.
В Верховном Совете XII созыва ОДПБ имела всего лишь двух депутатов - А. Спиглазова и В. Зеленина. Зато члены ОДПБ - депутаты Минского и Гомельского городских Советов народных депутатов смогли сформировать в составе этих Советов свои партийные фракции.
Появление на политической арене партии, которая выступала за независимость страны и государственность белорусского языка, одновременно проявляя умеренность в языковом вопросе, что не давало возможности властям обвинить ее в национализме, могло привести к созданию наряду с БНФ мощной политической силы, способной объединить вокруг себя демократически настроенную русскоговорящую часть населения страны. Однако неуверенность в своих силах, жесткая риторика БНФ по отношению к ОДПБ, которая, с его точки зрения, занимала мягкую позицию в вопросе белорусизации, а также нежелание лидеров ОДПБ вносить диссонанс в ряды общедемократического движения (что, возможно, было оправдано до августовского путча 1991 г) и другие причины не позволили ей превратиться во влиятельную политическую силу. Часть членов руководства ОДПБ обвинила ее лидеров в национализме и призвала дистанцироваться от БНФ. В конце 1992 г. они организовали фракцию "За реализм" и выступили за придание русскому языку статуса государственного, а также за развитие более тесных политических отношений с Россией, но не получили большинства в партии.
Осенью 1993 г. по инициативе ОДПБ и Белорусской селянской партии было создано Объединение демократических сил "Весна-94", которое летом 1994 г. на президентских выборах поддержало экс-спикера парламента С. Шушкевича. В объединение "Весна-94" вступил ряд политических партий, организаций и профсоюзов, в том числе БСДГ, Конфедерация труда и Объединение предпринимателей Беларуси. Под Декларацией о создании объединения поставили подписи многие известные писатели, ученые, деятели культуры, депутаты. Создание "Весны-94" явилось первой серьезной попыткой создать в Беларуси центристскую политическую силу, не приемлющую крайностей и радикализма как КПБ, так и БНФ.
Взаимоотношения политики с другими сферами общественной
жизни Понимание природы политики неизбежно предполагает и осознание се связей с другими сферами общественной жизни. Испытывая влияние экономики, морали, права, равным образом и сама, оказывая воздействие на эти и другие области человеческой жизнедеятельности, политика обретает определенные черты и свойства, которые более полно раскрывают ...
Предпосылки возникновения американской политологической школы.
В социально-политической истории английских поселенческих колоний в Северной Америке выделяются два характерных периода, которые в известной мере разграничивают и ход идейной полемики по вопросам права, общественного и политического устройства. Первый период приходится на начало XVII в. и простирается до середины XVIII в., а второй охв ...
Функции и пути формирования политического сознания
Политическое сознание как неинституциональный элемент политики выполняет три важнейших функции: когнитивную (т.е. функцию отражения потребности общества в постоянном обновлении знаний для выполнения и модификации функций политических субъектов); коммуникативную (т.е. функцию обеспечения осознанного взаимодействия субъектов между собой и ...