Одно из первых определений понятия "партия" было дано на рубеже XVIII-XIX вв. родоначальником консерватизма Эдмундом Берком. "Партия, - писал он, - представляет собой организацию людей, объединенных с целью продвижения совместными усилиями национального интереса, руководствующихся некоторым специфическим принципом, относительно которого все они пришли к согласию"[1]. Конечно, это определение не отвечает всем канонам современной политологической науки. Но оно интересно тем, что довольно удачно характеризует ключевые моменты, которых недостает современным белорусским политическим партиям. Мы имеем в виду, что у партий, не говоря уже об обществе в целом, нет единства в подходе к существованию национального государства и базовых ценностей демократии: частной собственности, свободе слова, свободе собраний, свободе вероисповедания, местному самоуправлению и т.д.
В статье 1 Закона Республики Беларусь "О политических партиях", принятого 5 октября 1994 г., законодатель дал следующее определение политической партии: "Политической партией является не зависимое, образованное на основе индивидуального добровольного членства объединение граждан, действующее в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах".
С учетом зарубежного опыта можно сказать, что группу лиц можно рассматривать в качестве партии, если она: а) особым образом организована и структурирована; б) имеет программу действий, разработанную на основе определенной идеологии; в) рассматривает участие в выборах в качестве законного способа завоевания власти; г) после прихода власти реализовывает свою программу и предвыборную платформу.
Хотя прототипы партий появились еще в Древней Греции, процесс их становления в современном понимании начался только в эпоху буржуазных революций XVIII в.
Значение партий в обществе не всегда оценивалось положительно. Например, А. де Токвиль, посвятивший объемный труд изучению демократии в Америке, писал, что "партии - это зло, свойственное демократическому правлению"[2]. Однако сегодня ни один серьезный политик или политолог не подвергает сомнению утверждение, что политические партии являются одним из основных институтов гражданского общества и правового государства. Это в равной степени относится к партиям, как находящимся у власти, так и к оппозиционным.
Каковы же функции современных политических партий? Ответ на этот вопрос зависит от того, что тот или иной исследователь понимает под партией и каких методологических принципов он придерживается при изучении социально-политических процессов, происходящих в обществе. Не претендуя на исчерпывающий перечень всех функций, которые могут выполнять партии, приведем важнейшие из них.
Во-первых,
партии могут представлять интересы как отдельных социальных групп и слоев, так и всех граждан, и формулировать то, что выгодно обществу в целом. Естественно, что каждая партия, стремясь победить на выборах, должна не только вести механический учет социальных потребностей максимально большого круга избирателей, но и привести их к общему знаменателю в своей программе и предвыборной платформе. Однако партии не только выражают интересы тех или иных социальных групп. С одной стороны, они помогают им лучше осознать эти интересы, а с другой - активно участвуют в их формировании.
Во-вторых,
непосредственная работа людей в политических партиях способствует их политической социализации, приобщению к политической жизни. Но это касается не только членов партии. Опосредованно партии способствуют политической социализации всего населения, особенно в период выборов, предлагая каждому члену общества выбрать для себя ту или иную программу общественно-политического развития, определить свое место и участие в жизни. Они прививают гражданам цивилизованные формы участия в политической жизни общества, без стихийных выступлений и беспорядков.
В-третьих,
партии выполняют интегративную функцию между обществом и государством. Они обеспечивают динамичное функционирование важнейших элементов политической системы общества, прежде всего органов законодательной и исполнительной власти. Через партии осуществляется обратная связь государства с обществом, а конкуренция между ними препятствует установлению монопольной власти одной партии.
В-четвертых,
партии из числа своих членов осуществляют подбор и подготовку политической элиты (кадров) для управления государством. В странах с развитой партийной системой и конкуренцией партий приход к власти случайных, некомпетентных людей практически невозможен. Партии, заботясь о своем имидже, ведут тщательный отбор лиц, выдвигаемых кандидатами в депутаты, а также на должности в аппарат исполнительной власти. В-пятых,
Трансформация авторитаризма
Сэмюэль Хантингтон и Адам Пшеворский были теми авторами, которые установили определенный стандарт, когда речь заходит о том, чтобы отказаться от проведения границы между посттоталитарными и поставторитарными переходными системами[2]. В своей книге о "третьей волне демократизации" Хантингтон со ссылкой на Линца сначала разгранич ...
Политические и правовые учения аристократии. Платон
и Аристотель
Кризис мифологического мировоззрения и развитие философии заставили идеологов аристократической верхушки пересмотреть свои устаревшие взгляды, создать философские доктрины, способные противостоять идеям демократического лагеря. Своего наивысшего развития идеология древнегреческой аристократии достигает в философии Платона и Аристотеля. ...
Что такое харизматическое лидерство. Политический
лидер
Само слово «лидер» в переводе с английского (leader) означает «ведущий», «руководящий». В этом, сохраняющемся и сегодня значении оно уже издавна знакомо всем народам. Интерес к лидерству и попытки осмыслить этот сложный и важный социальный феномен восходят к глубокой древности. Так, уже античные историки Геродот, Плутарх и др. уделяли по ...