Мировая практика выработала множество идеологических систем. Основные разновидности современной политической идеологии – либерализм, консерватизм, социализм и др. Каждая из них имеет свои истоки, социальную базу, теоретико-методологические принципы и отстаиваемые социально-политические идеи.
Либерализм
Исторически первой мировой политической идеологией, получившей широкое распространение среди различных народов планеты, явился либерализм (от лат. liberalis – свободный). Он сформировался на основе социальных учений Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш, Л, Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А. Смита, И. Канта и некоторых других мыслителей в ХУ11-ХУ111 в. и достиг своей наибольшей теоретической систематизации и классической завершенности в Х1Х в.
Ранний либерализм выражал интересы третьего сословия и прежде всего буржуазии, боровшейся против феодальных ограничений, притеснений со стороны знати и абсолютистского государства.
Базовые ценности классического либерализма включают в себя следующие положения:
· Абсолютная ценность человеческой личности и естественное (от рождения) равенство всех людей;
· Существование определенных неотчуждаемых прав человека, таких как право на жизнь, свободу, справедливость;
· Создание государства на основе общего консенсуса с целью сохранить и защитить естественные права человека;
· Саморегулирование экономики по законам конкуренции и свободного рынка
· Религиозная веротерпимость и превращение морали в частное дело и др.
В ходе истории содержание либеральной идеологии претерпело существенные изменения и значительно различается в зависимости от периода времени, конкретных стран и партий. В своей завершенной, классической форме либерализм сложился и утвердился в государственном устройстве Великобритании, США, Франции и ряда других европейских стран во второй половине Х1Х века.
Однако уже в начале ХХ века политическая практика либеральных государств поставила под вопрос целый ряд либеральных ценностей и установок. В условиях глубокого классового и социального неравенства провозглашаемая либерализмом индивидуальная свобода и права личности в целом во многом оставались привилегией имущих классов. Наибольшей остроты противоречия в западных странах достигли в 20-е годы ХХ в., которые вошли в историю как «эра великой депрессии». Экономические и социальные стрессы этих лет требовали пересмотра теоретических и политических принципов либеральной доктрины.
На смену «классическому либерализму» была разработана концепция» нового» или «социального» либерализма.
В фундамент концепции «нового либерализма» были положены идеи английского экономиста Д. Кейнса, который обосновал необходимость контроля со стороны государства за экономическими процессами.
Лозунгом «нового либерализма» стало «государство всеобщего благоденствия» с его программой помощи наиболее незащищенным общественным прослойкам на основе активного вмешательства государства в экономическую жизнь через налоги, государственную собственность, бюджет, планирование. Характерной особенностью «нового либерализма» стала активная социальная политика: доступное всем медицинское обслуживание, бесплатное школьное образование, расширение системы социального обеспечения и т.д.
После Второй мировой войны либерализм получил «второе дыхание» на пути реформирования европейского общества. Либеральные партии снова стали реальной политической силой в Англии, США, Германии, Японии, а также в ряде других индустриально развитых государств.
Кризисные явления в западном обществе в 70-х г. ХХ в. поставили перед идеологами либеральной мысли сложное задание: разработку новых подходов к социальным, экономическим, политическим проблемам современного постиндустриального общества. Эту фазу в развитии либерализма относят к неолиберализму.
Экономическая платформа неолиберализма основана на соединении механизма свободного рынка с государственным контролем за экономической жизнью. При этом на смену запрещающим мерам государственного контроля приходят поощрительные. Неолибералы разрабатывают программы разгосударствления собственности, выступая за народную собственность.
Политическое манипулирование и возможности его ограничения
Общество должно отдавать себе отчет в потенциальной возможности манипулирования общественным сознанием, общественным мнением с помощью различных приемов, используемых СМИ. События 30 октября 1938 г. стали очень показательными в этом отношении и заставили задуматься над манипулятивными возможностями СМИ. По американскому радио транслирова ...
Типы политической культуры
В 1958 - 1962 гг. Г. Алмонд и С. Верба предприняли сравнительное эмпирическое исследование политических культур Англии, США, Западной Германии, Италии и Мексики. Результаты исследования стали основой их работы "Гражданская культура" (1963). В каждой стране было опрошено в среднем около тысячи человек, принадлежащих к различным ...
Типология «макиавеллистской личности»
По аналогии с F-шкалой (шкалой фашизации), созданной Т.Адорнодля выявления авторитарной личности, Р.Кристи и Ф.Гайс построили М-шкалумакиавеллистской личности — по сути, личности человека-манипулятора. Базовая модель такой личности основана на идеях, высказывавшихся еще Н.Макиавелли в трактате «Государь». В результате конкретных исследов ...