Военная операция коалиционной группировки вооруженных сил США и Великобритании против Ирака в марте - апреле 2003 года в значительной степени ускоряет формирование новой по сути системы международных отношений. Американо-британская коалиция, далеко не исчерпав всех возможностей политического урегулирования, в том числе потенциала ООН, начала войну против Ирак-, под предлогом сокрытия С. Хусейном оружия массового поражения, но с самого начала всем было ясно, что главными целями были нефть, разрешение возникших в последнее время экономических проблем и дальнейшее укрепление геополитических позиций США в мире. В частности, ставится задача ликвидировать все неугодные режимы, «навести порядок во всем мире» и установить новую систему мироустройства под эгидой США. Практически происходит новый передел мира после «холодной войны» и, прежде всего, энергетических ресурсов. Не только отдельные политические деятели, политологи, журналисты, но и ответственные государственные лица заявляют, что после Ирака на очереди теперь Сирия, Иран, КНДР, Куба, Беларусия.
Становится очевидным, что значительная часть мирового сообщества уступает напору Вашингтона, предпринимающего активные меры по радикальному перекраиванию мира по своему образцу. На повестку дня уже вынесены вопросы о формах глобального доминирования США, в первую очередь об установлении американского контроля над основными ресурсами мира. Анализ преданных гласности в последнее время официальных документов администрации Дж. Буша и заявлений членов американского истеблишмента дает основание выделить основное направление внешнеполитического курса США как следствие успешно завершаемой военной операции против Ирака. Это форсированное закрепление системы однополярного мира с формальным признанием за США роли единственного и арбитра, и жандарма. В данных условиях международным организациям, таким, как ООН, видимо, будет отводиться функция статистов в разыгрываемой на «мировой шахматной доске» партии с одним активным игроком. И даже НАТО предстоит выполнение лишь «миссии по поддержанию мира» на территориях, «освобожденных» американцами от «международных террористов».
Однако не все государства на политической карте мира спокойно реагируют на такое положение дел. Так известно, Президент Российской Федерации В. В. Путин по поводу иракской войны занял принципиальную позицию. Он совершенно обоснованно говорил: «Если мы допустим, чтобы на смену международному праву пришло кулачное право, согласно которому сильный всегда прав, имеет право на все, а при выборе средств для достижения своих целей ничем не ограничен, тогда под вопрос будет поставлен один из базовых принципов международного права: принцип незыблемости суверенитета государства. И тогда никто, ни одна страна мира не будет чувствовать себя в безопасности» . Такая позиция способствует повышению международного авторитета России, сплочению тех сил мирового сообщества, которые выступают за равноправные отношения суверенных государств и решение возникающих в мире противоречий мирными политическими средствами. Но на такую здравую политику идут нападки. Все громче раздаются голоса о том, что, не поддержав американо-английскую агрессию против Ирака, Россия совершила ошибку, полагая, что независимо ни от чего надо присоединяться к тем, кто наверняка окажется победителем. Можно не сомневаться, что оппозиция такой политике будет нарастать. Например, сейчас третируют Францию за отказ от поддержки войны с Ираком.
На современном этапе у России и США есть две области, которые объективно предопределяют потенциальную необходимость тесного сотрудничества и партнерства безопасность и энергетические ресурсы. В целом в интересах международного сообщества необходимо возрождать и укреплять роль ООН, уважать провозглашенные ею принципы. ООН — не абстрактная международная организация. Она состоит из конкретных стран, и именно от них и прежде всего от политики постоянных членов Совета безопасности зависит, какую роль данная организация будет играть в жизни международного сообщества. Тогда и Россия, и Франция и Китай смогут полнее участвовать в борьбе с терроризмом, в миротворческих операциях и других акциях по обеспечению международной безопасности.
Таким образом, военную акцию против Ирака следует рассматривать, с одной стороны, как наиболее четкое за последние годы проявление военно-политического курса США, выражающееся в силовом с нарушением всех норм международного права подчинении «взбунтовавшегося» регионального центра силы, так и в качестве одного из начальных шагов на пути обеспечения безусловной гегемонии Вашингтона в мире.
Партийные системы
В зависимости от положения политических партий в политической системе, взаимодействия между ними, типа самих политических партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом. Важным вопросом в характеристике партийных систем явл ...
Типы политического сознания
В литературе отмечаются три типа политического сознания: политическая теория, государственно-партийное и массовое политическое сознание. Политическая теория рассматривается в данном аспекте не с точки зрения ее роли как инструмента дальнейшего познания, а в качестве средства обоснования политики и регулятива деятельности. Для политическо ...
Правовое
государство
Термин "правовое государство" (Rechtsstaat) твердо установился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX столетия (в работах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем получил широкое распространение. Сторонником идеи правового государства был украинский ученый Б.Я. Кистяковский. Разные теоретические концепции ...