Система - это определенное количество взаимоувязанных элементов, что образуют стойкую целостность, имеют определенные интегративные особенности.
Но внутренние закономерности, свойственные именно этой общности. Любая система характеризуется также стойкими связками элементов, которые достигаются в результате структурного упорядочения ее частей. Важной чертой системы является ее целеустремленное функциональное состояние.
Как сложная, саморегулируемая система, общество имеет несколько подсистем: экономическую, политическую, социальную, духовную и тому подобное. Каждая в своей сфере выступает отдельно и имеет свои подсистемы, соответствующее место и роль в общественной жизни.
Как одна из форм социального движения материи, политическая система тесно связана с особенной формой деятельности людей - политикой. В отличие от других систем общественной жизни, политическая система имеет ряд особенностей: она принимает участие в решении таких общесоциальных заданий, как интеграция общества, распределение в нем материальных и духовных ценностей; монополия на государственное принуждение в масштабах всего общества и использования для этого специального аппарата; имеет достаточно сложное внутреннее строение, что включает разнообразные политические организации, принципы, нормы, механизмы коммуникаций, которые обеспечивают прямую и обратную связь социальных групп и членов общества с политической властью. Политическая система имеет монополию на осуществление власти.
Политическая власть касается интересов больших масс людей, определенных социальных групп, что причастные к руководству обществом и занимают господствующие позиции в экономической жизни. Это руководство является общеобязательным и осуществляется как при непосредственном участии доминирующих в обществе социальных сил, так и через общественно-политические организации и движения, политические группы и их лидеров. Признаком политической власти является наличие особенной группы, специфической прослойки людей, которые профессиональнее заняты управлением.
Современное научное знание о политических системах разделяется на два подхода. В первом из них политическая система подается как теоретический, идеальный конструкт, который дает возможность выявлять и описывать системные свойства разных политических явлений. При таком подходе политическая система рассматривается не как отображение политической действительности, а как средство (инструмент) системного анализа политики. В таком значении понятия "политическая система" может применяться для анализа любого относительно целостного и самостоятельного политического образования: государства, партии, профсоюза, общественно-политического движения и др., каждое из которых можно рассматривать как специфическую политическую систему.
Во втором более конкретном толковании понятия "политическая система" определяет реальный сложный механизм формирования и функционирования властных отношений в обществе. Этот механизм включает: политическую деятельность и политические отношения между разными политическими субъектами (группы и индивиды); политическую организацию, к которой входят государства, партии, политические ассоциации, политические и правовые нормы, политическое сознание и политическая культура и др.
Опираясь на эти подходы, при анализе политических систем разных обществ следует учитывать как системные свойства разных политических явлений, так и постоянные взаимосвязи между ними. А именно:
инвайроментальные (взаимосвязь среды и системы);
институционные (организационные свойства элементов системы - государство, партии, общественные организации, массовые объединения, которые принимают участие в политической жизни);
регулятивные (правовые и политические нормы как нормативные основы деятельности институтов системы); коммуникативные (внутренние системные свойства и связки и отношения); функциональные (политический режим и процесс, что складываются в результате деятельности из элементов системы); культурно-творческие и идеологические (политическая культура и сознание); ролевые (назначение политической системы как целого в общественной жизни отдельной страны и на международной арене, а также роль отдельных элементов политической системы).
Следовательно, политическая система составляет сложное и специфическое явление в жизнедеятельности общества, с внутренне организованными связками и свойствами элементов. Ее можно определить как системную совокупность политических отношений, правовых и политических норм, институтов, идей, связанных с формированием, осуществлением власти и управлением обществом.
Анализ политической системы дает возможность раскрыть ее структуру. Это - внутренняя организация целостной системы как специфического способа взаимосвязи и взаимодействия компонентов, что ее образуют; стойкая упорядоченность элементов; закономерные связки между элементами. Структура дает возможность понять, каким образом организованное системное целое.
Структура формирования высших органов государственной власти в СССР.
До февраля 1917 года Россия являлась монархическим государством. Наряду с императором, законодательные функции осуществляла Государственная Дума, учреждённая манифестом от 17 октября 1905 года. В феврале 1917 года император отрёкся от престола, а Дума четвёртого созыва самораспустилась. В ночь с 25 на 26 октября 1917 года партия большеви ...
Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения
В средние века (5-15 вв.) господствовало религиозное мировоззрение, носителем которого являлась христианская церковь. Это мировоззрение исходит из того, что все сущее возникло по воле Бога и изменения в обществе вызываются Богом, чтобы покарать или вознаграждать людей.В работе “О граде Божьем” один из наиболее видных мыслителей средневек ...
Депутатский мандат, его сущность. Правовая регламентация статуса
парламентария.
При характеристике депутата как члена парламента важное значение имеет мандат депутата, который является одним из элементов содержания правового статуса депутата. «Мандат депутата выражает опосредованную правом сущность взаимоотношений депутата с избирателями, обусловленную фактом уполномочивания депутата избирателями на осуществление су ...