Западные транзитологи утверждают, для того чтобы " .партийная система выступала в качестве консолидирующего фактора, партии должны обладать более или менее устойчивым электоратом, т.е. доля избирателей, меняющих свои партийные предпочтения от выборов к выборам, должна быть незначительной или хотя бы средней".
Однако на выборах 1995 года только 21,6 % избирателей проголосовали за выбранную партию потому, что верили, что она "отражает интересы таких людей, как они", остальные из симпатии к лидеру, потому, что так голосовали знакомые, или потому что про эту партию они, по крайней мере, что-то слышали, тогда как про другие - ничего. Летом 1997 г. всего 1% респондентов заявили о полном доверии партиям, в то время как недоверие высказали 76 %. В 1998 г. респонденты ВЦИОМ даже признавая "полезность" партий в принципе, тем не менее, весьма скептически отнеслись к действующим российским партиям: 38% "не видели никаких различий" между существующими партиями, а 58% считали, что "партии служат только интересам своих лидеров". Наконец, в мае 2000 года, по данным общероссийского опроса, партиям и общественным движениям не доверяло 54,4% респондентов. Это и понятно, российские партии совсем не решают, одну из важнейших для демократических обществ проблему защиты прав и свобод граждан от вмешательства государства.
Из всего сказанного следует, что российские партии пока не являются тем универсальным "социальным посредником" между народом и государством который помогает гражданскому обществу осуществлять свои интересы, каковыми являются их западные аналоги. Отношение населения России к партиям - это проявление взаимного отчуждения общества и режимной системы, частью и младшим партнером которой партии стали.
"Постсоветские партии не сумели стать ни массовыми объединениями ., апеллирующими к определенному социальному слою, ни универсальными партиями избирателей, стремящимися представлять интересы самых широких слоев общества . Вместо этого складывается сервилистская партийная система, не имеющая значительной социальной базы, ориентированная на поддержание интерэлитной коммуникации и мобилизацию социальной поддержки представителям элиты, стремящимся институализировать свое участие в публичной политике через выборы .". Как отмечают многие российские аналитики, о существовании в сегодняшней России партийной системы можно говорить лишь с большой долей условности. Речь может идти по преимуществу о конгломерате протопартий, не обладающих сколько-нибудь значительной социальной базой.
Технологии политической конкуренции
Наиболее часто применяемые технологии политической конкуренции и «интенсификации политических усилий» по продвижению «товара» как за счет деструктивного воздействия на положительные черты имиджа конкурентов, так и за счет эксплуатации недостатков электоральной системы. Первую группу политических технологий (далее — ПТ), определяемых как ...
Цивилизованный политический лоббизм в современной России
Как известно, политический процесс представляет собой сложную структуру взаимодействия различных субъектов политики по поводу власти и ее использования для достижения своих индивидуальных и групповых интересов. Интерес лежит в основе любой общественной группы, являясь одновременно конечной целью деятельности группы и условием ее возникно ...
Пути совершенствования молодежной политики в
Санкт-Петербурге
Современная государственная поддержка Санкт-Петербурга деятельности молодежных и детских общественных объединений, негосударственных организаций, осуществляющих поддержку молодежи, оказывается в Санкт-Петербурге в следующих формах: - размещение социального заказа на выполнение целевых программ в области молодежной политики; - целевое фин ...