Объединения такого рода, по мнению ряда специалистов, очень мало напоминают массовую партию, представляя собой скорее своего рода "информационно-технократический мутант", "электронный танк", таранящий избирательную систему, и уничтожающий всякие иллюзии относительно выявления "воли народа" и "демократичности выборов". "Картелизация" партий, врастание их в государственные структуры, несет в себе угрозу для гражданского общества.
Меняются и американские "кадровые" партии. В результате структурных реформ, осуществленных в демократической партии в 1969-1972 гг., утратили свое былое влияние на процедуру выдвижения делегатов на партийный съезд (а значит и определение кандидата партии на президентский пост) местные организации в избирательных округах и даже штатах. Теперь задача определения кандидата партии в президенты решается в ходе первичных выборов (праймериз). Впервые первичные выборы были проведены еще в 1912 году, однако в конце ХХ века их роль неизмеримо возросла. В 1972 г. праймериз демократов были проведены в 18 штатах, в 1976 г. – 27, в 1980 г. – 35, в 1984 – 30, в 1988 – 37, в 1992 г. - 40. Под влиянием демократов увеличивали число своих праймериз и республиканцы. При этом в ряде штатов к голосованию на первичных выборах приглашались не только "свои" избиратели, но и "чужие". В последнее время, наряду с традиционной практикой выдвижения кандидатов для голосования на праймериз "партийными боссами", получает распространение их "петиционное" выдвижение путем сбора подписей. Тем самым, казалось бы, происходит демократизация процедуры, и воля избирателей открыто ставится выше воли активистов партий и ее руководства. Однако данная практика зачастую открывает путь для формально демократического выдвижения кандидатов, от могущественных, обладающих значительными политическим ресурсами, групп интересов.
в) симптоматично и возрождение политических объединений, построенных по типу "вождистской партии" (Национальный фронт Ж.М.Ле Пена, Австрийская партия свободы Й.Хайдера и др.), которые получают преимущество перед политическими соперниками не только на стадии выборов, за счет жесткой дисциплины и бесприкословного подчинения воле лидера, но и в парламенте. Парламентские фракции, созданные на базе таких партий, гораздо более эффективно отстаивают свои партийные интересы в процессе внутрипарламентской борьбы, поскольку жесткая фракционная дисциплина "превращает их в машины, ведомые руководителем партии";
г) проблемно-ориентированные партии - новые партии, ставящие своей целью разрешение проблем, чуждых традиционным политическим объединениям. Ярким примером здесь могут служить проблемы защиты окружающей среды, ставшие предметом заботы "зеленых", или появление региональных партий, отстаивающих требования децентрализации государственной власти и т.д.
Появление данного типа партий - свидетельство кризиса партийных систем Запада, "симптомы ее вырождения". Некоторые авторы даже приводят целый список причин, обуславливающих "упадок партий" - это "изобилие, усиление государства, появление универсальных партий, неокорпоратизм, рост политической роли средств массовой информации, новые политические проблемы и расколы (например, между интересами экономического роста и защитой окружающей среды), трудности в функционировании государства, постиндустриализм".
Политико-психологическая типология лидерства. Ранние типологии
лидерства
Одним из первых организационно-«рабочую» типологию построил Е. Богардус
. Он выделил четыре типа лидеров: · Автократический (в сильной организации), · Демократический (представитель интересов группы), · Исполнительный (в состоянии выполнить какую-либо работу), · Рефлексивно-интеллектуальный (неспособный руководить масштабной группой). Чу ...
Внутренняя политика России в период с 2000 по 2008 год
31 декабря 1999 г. первый Президент России Б.Н. Ельцин в предновогоднем обращении к гражданам страны сообщил о своем решении досрочно уйти в отставку. В эмоциональном выступлении он подвел итоги своего правления. Досрочные выборы Президента России были назначены на 26 марта 2000 г. Исполняющим обязанности Президента стал Владимир Путин. ...
Финансовые возможности государства и эффективность политики.
Большое влияние на эффективность политики оказывают финансовые возможности государства. При прежней системе в основу планов закладывались общественные потребности. Для их удовлетворения изыскивались средства. При этом финансирование не рассматривалось в качестве ограничителя, а подводилось под материальные и трудовые ресурсы. Проблема ...