При анализе влияния социальных общностей на политические процессы политологи опираются на наработки ученых-социологов, которые утверждают, что в принципе отдельный индивид вполне способен выжить в дикой природе, но в процессе эволюции создает себе искусственную среду. Система его естественных потребностей включает такие «неестественные» элементы, как признание другими людьми, самореализация, познание, творчество. Люди руководствуются своими культурными стандартами не в меньшей степени, чем законами биологического выживания. Собранные вместе волей случая, они тут же начинают создавать ассоциацию, устанавливая правила общения, обмена и подчинения.
Социальная общность –
это реально существующая совокупность индивидов, которую можно зафиксировать, и которая отличается относительной целостностью.
Социальные общности могут быть следующими:
ü Общности, основанные на семейных связях: семьи, кланы, семьи в более широком понимании.
ü Социально-демографические общности: мужчины, женщины, молодежь, люди преклонного возраста и др.
ü Территориально-региональные общности: население города, села, определенного региона (напр., Восточной или Западной Украины).
ü Общности, основанные на базе культурно-исторической и этнической самобытности: нации и народы.
ü Общности, образованные на основе разделения труда и профессиональной деятельности: классы, сословия, прослойки.
ü Общности и социальные группы, связанные единством целенаправленной деятельности – сторонники определенных политических идей, члены религиозных общин, создатели творческих движений и направлений, разного рода неформальных объединений.
Эти разнообразные общности, из которых и состоит общество, различаются между собой:
ü по количественному составу (от небольших социальных групп до общества в целом).
ü по времени существования (от нескольких дней до столетий).
ü по объединяющим критериям (общность интересов, целей, симпатий, ценностей).
ü по уровню сплоченности и организованности (от неформальных групп до объединений и партий с уставом и программой).
ü по характеру деятельности (про- или антиобщественная, пассивно-наблюдательная или активно-изменяющая, спонтанная или целенаправленная) и др.
В классификации разновидностей социальных различий с точки зрения политологии
вводятся еще и такие моменты, как обладание теми или иными ресурсами, богатство, престиж, власть и другие:
ü Социокультурные группы (различие в стилях поведения, жизненных ориентациях, традициях и т.д.)
ü Социально-экономические (различия в доходах, уровне образования, профессиональной компетенции).
ü Социальные группы, различающиеся по характеру оценки обществом важности и значимости тех или иных сторон и форм их поведения (престиж, уважение)
ü Группы, различающиеся по степени властного могущества и влияния (по возможности прямого или косвенного воздействия на принятие управленческих решений).
Все эти моменты оказываются значимыми при рассмотрении влияния социальных общностей на политические процессы. И каждая из социальных общностей будет по-своему влиять на политику в зависимости от различных моментов – многочисленности, сплоченности, обладания определенными ресурсами, уровня политической культуры и т.д.
К тому же, на сегодняшний день в поле зрения ученых попадает и такое явление, как деление человечества на «виртуалов» и «реалов». «Визуальная цивилизация» ХХ – ХХІ вв. привязывает к определенным каналам массовых коммуникаций десятки миллионов людей, заставляя их собираться в определенный час у экранов телевизоров или радиоприемников. Не будучи связаны одним местом проживания, социальным статусом, возрастом, национальностью или профессией, они проявляют свое странное единство сходным поведением, символами солидарности (в одежде, лексике) и общностью разделяемых ценностей. Это массовидные объединения, среди которых заметную роль играют аудитории зрителей, потребителей или фанатов.
Таким образом, современные социальные общности можно разделить еще и на такие две основные группы:
Политические стереотипы жителей г. Южно-Сахалинска
Стереотипы – неотъемлемый элемент обыденного сознания. Ни один человек не в состоянии самостоятельно, творчески реагировать на все встречающиеся ему в жизни ситуации. Стереотип, аккумулирующий некий стандартизованный коллективный опыт и внушенный индивиду в процессе обучения и общения с другими, помогает ему ориентироваться в жизни и опр ...
Стратегические
направления государственной молодёжной политики в России
Стратегия государственной молодежной политики нацелена на изменения, которые происходят в жизни российского общества и государства. Важнейшее из грядущих изменений – переход к самоорганизации общества. Самоорганизация граждан, негосударственных организаций, бизнеса и их взаимодействие друг с другом должны стать основой общества будущего. ...
Интенсификация политических усилий и
политический маркетинг как модели стимулирования политического обмена. Интенсификация комерческих усилий
Обозначив пространство политической борьбы конкурирующих групп влияния как рынок, исследователь сталкивается с вопросом, придерживается ли современная политическая элита в управлении сбытом своего политического товара концепции маркетинга. Для этого нужно привести сначала определение маркетинга. П. Дракер понимал, что «маркетинг не являе ...