Позиции сторонников “экологического пессимизма” были наиболее ярко выражены в проектах и прогнозах Римского клуба, начиная от концепции “нулевого роста”, и далее в концепции “органического роста”. Неверие в возможности НТП по преодолению глобального кризиса, отказ от прогрессивного общественного развития, углубление социального пессимизма сделали невозможным реализацию этой программы на практике и дальнейшее ее теоретическое развитие.
Безусловно, подобные проекты оптимального разрешения глобальных проблем содержат определенные конструктивные элементы. Но провозглашая соответствующие действительности лозунги, ставя перед собой довольно определенные цели, теории “качества жизни” остаются на позициях абстрактного гуманизма.
Поиск путей формирования нового “глобального мышления” довольно подробно рассматривается в одном из первых докладов Римскому клубу “Цели человечества” (Э. Ласло). Определенная эволюция взглядов заметна и в другом докладе “Нет пределов обучению” (Дж. Боткин и другие), где главное внимание уделяется рассмотрению вопросов, связанных с реформой системы обучения. Будучи не в состоянии предложить реальные средства выхода из глобального кризиса, данные теоретики останавливаются на анализе тех препятствий, которые мешают в действительности внедрению “новых форм” обучения. Сходные утопические призывы к изменению современного образа мышления высказываются и в некоторых других докладах Римскому клубу. В частности, они получили дальнейшее развитие в широко известных работах бывшего президента Римского клуба А. Печчеи “Человеческие качества” (1979) и “Сто страниц для будущего” (1981), где он отстаивает необходимость качественного изменения стиля и образа мышления.
Стремление решить глобальные проблемы современности, опираясь только на духовные преобразования в жизнедеятельности человечества, довольно четко и однозначно прослеживается и в разработках проблем религиозными идеологами. Церковь, активно включаясь в разработку глобальных проблем современности, всеми силами и возможностями стремится сохранить и расширить свое влияние на все слои населения. Для этих целей создаются различного рода “теологии природы”, “экотеологии”, “глобальные стратегии выживания” и т.д.
Религиозные идеологи в поисках путей решения глобальных проблем сосредоточивают внимание на борьбе за превосходство духа над материей. Признание превосходства духовности, моральности является условием успешного контроля над развертыванием глобальных проблем, над развитием технической цивилизации. Научно-технический прогресс признается силой, чуждой общественному прогрессу и содержит в своем развитии опасность порабощения человека, его духовной сущности. Поэтому лишь первенство религии и этики перед техникой будет способствовать разрешению глобальных проблем. Имея схожие позиции в главном и основном, религиозные идеологи, конкретизируя общие тезисы, вырабатывают свои специфические проекты решения глобальных проблем.
Оценивая в целом подход религиозных идеологов к рассмотрению глобальных проблем, необходимо подчеркнуть, что любые надежды на возможность “трансформации сознания” без изменения социального бытия иллюзорны по сути и не могут служить основой для разработки реальных стратегий решения глобальных проблем.
Несмотря на имеющиеся определенные различия в подходах к анализу глобальных проблем среди исследователей-марксистов, их объединяет общий концептуальный подход, который основывается прежде всего на признании объективности их возникновения. Отсюда и подлинное их разрешение возможно при формировании определенных материальных и социальных предпосылок. Научно-технических прогресс как раз и призван создавать в обществе материальные, технико-технологические основы для преодоления глобального кризиса, которые, однако, сами по себе не могут привести к его разрешению. Для этого необходимы еще и определенные социальные условия, при которых достижения НТР будут использованы только на благо человека, условия, при которых человечество сможет сознательно регулировать свои отношения в обществе и взаимодействие с природой.
Правящая элита
Термин «элита» ведет свое происхождение от латинского eligere – выбирать. Непосредственно же этот термин получил широкое хождение, будучи взятым из французского elite – «лучший», «отборный», «избранный». Элита – специфические властно-политические группы, которые в условиях классово-антагонистического общества представляют исполнительную ...
«Несправедливые выборы».
2). В.М. Сергеев
[8] пишет: «Выборы проводились при полном доминировании исполнительной власти в электронных СМИ и при огромных преимуществах «партии власти», также и в доступе к источникам финансирования. Особенных формальных нарушений отмечено не было. Можно ли, тем не менее, такую систему организации выборов назвать справедливой и пре ...
Теоретическое исследование феномена «партия власти»
Общепринятое в мировой практике понятие партии власти в демократическом государстве — это синоним правящей партии, то есть той партии или коалиции, которая победила на выборах в парламент или на президентских выборах и сформировала правительство.1. Такой механизм реализуется в условиях многопартийной системы, играющей доминирующую роль в ...