Проблема фиксации и измерения составляющих стереотипа - одна из наиболее важных в эмпирической социологии. В работе, автор предпринимает попытку провести сравнительный анализ методов исследования стереотипа. Предметом рассмотрения становятся традиционные социологические методы, а также заимствованный из арсенала средств психосемантики метод семантического дифференциала.
В последнее время предметом социологических исследований все чаще становится стереотип – сложное социально-психологическое явление, изучение которого ранее считалось прерогативой психологии. Повышенный интерес к данному феномену объясняется отнесением его к разряду регулирующих начал политического поведения личности. И хотя современные исследователи далеки от довольно экстремистских взглядов создателя теории стереотипа У.Липпмана, утверждавшего в середине 20-х годов, что «система стереотипов – есть более или менее упорядоченная картина мира индивида, не замечающего разницы между миром стереотипов и реальным миром . и таким образом живущего в мире своего воображения, оторванном от реального мира». Тем не менее аксиомой социологического познания является тезис: « Стереотип оказывает огромное влияние на качество мышления, деятельность человека». Стереотип имеет трехкомпонентную структуру:
1) аффективный уровень, включающий в себя чувство симпатии или антипатии относительно реального или символического объекта; 2) когнитивный уровень, выражающийся в осознании аффективного компонента, представленный в мнении или суждении относительно данного объекта; 3) поведенческий уровень, представляющий программу действий, касающихся данного объекта.
Изучение стереотипа в эмпирической социологии неразрывно связано с проблемой фиксации и измерения посредством специальных процедур. Только применение методов, адекватных природе рассматриваемого феномена, будет способствовать получению качественной и достоверной информации.
Возможна следующая классификация методов и связанных с ними процедур с точки зрения их применимости к изучению того или иного компонента стереотипа (см. табл. №1).
Таблица №1
«Классификация методов и процедур изучения компонентов стереотипа»
Методы |
Опрос |
Анализ документов | ||||
компонент стереотипа |
Простые номинальные шкалы |
Терстоуна |
СД* | |||
простые порядко-вые шкалы |
Шкала Лайкерта | |||||
1. Аффективный |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
2. Когнитивный |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
3. Поведенческий |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
Партийные системы
Страны делятся на группы в зависимости от того, сколько там партий, как они действуют, как соотносятся друг с другом, и с государством. Принято считать, что идеальным является состояние, когда в государстве много партий и все они активно участвуют в политической жизни, т.е. многопартийное состояние или многопартийная система. В науке наз ...
Типология политических лидеров М. Вебера
Классической считается типология, предложенная М. Вебером. Классификационным признаком в ней выступают основания легитимности власти тех или иных политических лидеров. В соответствии с данным критерием можно выделить три типа лидерства: 1. традиционное лидерство опирается на обычаи и традиции, силу привычки, приобретает благодаря своему ...
Иракский кризис и Россия
Принципиальная позиция противодействия агрессии, занятая Россией как членом Совета Безопасности ООН, несшим ответственность за поддержание международного мира, была единственно возможной и, в этом смысле, безвариантной. Ответственность за возникший кризис, несомненно, нес Ирак. И меры, предпринятые СБ ООН в 1990 г. в ответ на агрессию пр ...