Во-вторых, деятельность, побуждающая избирателей голосовать против всех кандидатов, включена в понятие предвыборной агитации, а деятельность, побуждающая граждан к неучастию в выборах (что может сорвать проведение выборов даже в большей степени) - нет. [13]
Стоит отметить еще и следующую интересную особенность. Пункт 2 ст.46 ФЗ «Об основных гарантиях…» предъявляет определенные требования к публикации опросов общественного мнения: необходимость указывать определенные сведения. Неуказание хотя бы одного сведения из установленного законом перечня ведет к признанию данной публикации предвыборной агитацией. В то же время установленный для публикации опросов пятидневный мораторий (п.3 ст.46), имеющий целью минимизировать прессинг «общественного мнения», оказываемого на избирателя, естественно, не распространяется на материалы, являющиеся предвыборной агитацией. Поэтому материал, по внешней форме представляющий собой опрос, но по сути им не являющийся, может быть опубликован в тот период, когда публикация опросов запрещена, что приводит к элиминации цели, которую ставил перед собой законодатель.
Казалось бы, в новом законе достаточно четко определены временные рамки, в пределах которых указанные в законе действия будут считаться предвыборной агитацией, - «в период избирательной кампании». Однако в п.19 той же ст.2, в которой дано определение предвыборной агитации, избирательная кампания определяется как «деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении (проведении) выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов». Получается, что предвыборная агитация может вестись и после дня голосования? Но это абсурдно.
Кандидаты вправе самостоятельно определять содержание, формы и методы своей агитации.
Законодатель счел необходимым дать подробный перечень тех действий, которые являются агитационными. Это, несомненно, должно было способствовать устранению неопределенности, субъективизма при определении того, что является предвыборной агитацией, а что - не является. Однако формулировки п.2 ст.48 ФЗ «Об основных гарантиях…», закрепляющего названный перечень, крайне размыты, к тому же перечень не является закрытым. Цель, которую преследовал законодатель, не достигнута: отнесение тех или иных действий к предвыборной агитации по-прежнему остается на усмотрение избирательных комиссий и судей. Этим самым произвольно ограничивается свобода массовой информации. Фактически журналисты, участвующие в освещении избирательной кампании, лишаются на этот период некоторых из своих прав, предусмотренных Законом «О средствах массовой информации», например, права «излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью» (пп.9 п.1 ст.47).
Так, пп. «б» п.2 ст.48 устанавливает, что предвыборной агитацией является выражение предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, в частности указание на то, за какого из кандидатов, за какой из списков кандидатов, за какое из избирательных объединений, за какой из избирательных блоков будет голосовать избиратель. Исходя из буквального толкования данной нормы закона, указание на то, против какого кандидата, списка кандидатов, избирательного объединений или блока будет голосовать избиратель, агитацией не является. [14]
Введение в перечень действий, являющихся предвыборной агитацией, описания возможных последствий избрания или неизбрания кандидата (списка кандидатов) (пп. «в» п.2 ст.48) ставит преграду на пути выхода в свет в период избирательной кампании аналитических программ и статей, поскольку их основное содержание как раз и заключается в таком описании и прогнозировании.
Цивилизованный политический лоббизм в современной России
Как известно, политический процесс представляет собой сложную структуру взаимодействия различных субъектов политики по поводу власти и ее использования для достижения своих индивидуальных и групповых интересов. Интерес лежит в основе любой общественной группы, являясь одновременно конечной целью деятельности группы и условием ее возникно ...
Патриотизм: смысл, содержание и роль в процессе развития общества
Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Но, так или иначе, но для простоты суждения можно условиться считать первым, кто более или менее внятно определил понятие «патриотизм», Владимира Даля, трактовавшего его как «любовь к отчизне». «Патриот» по Далю – «любитель отечес ...
Содержание мира политики
Политика - многомерна и выступает в единстве 3 взаимосвязанных аспектов: 1. Как сфера общественной жизни 2. Как один из видов активности социальных субъектов 3. Как определенный тип социальных отношений. В 1 аспекте политика выступает как определенный элемент, за ней закрепляются функции согласования общественных и частных интересов, осу ...