Корпоративная автономия связана, прежде всего, с языковым пространством и проведением охранительной языковой политики. Как правило, закрепляется представительство языковой общности в органах власти, привилегированное положение данного языка на территории автономии (например, через гарантии двуязычного культурного, информационного пространства, обязанность чиновников, представляющих центральную власть в регионе, знать оба языка и т.п.).
Национально-территориальная автономия образуется при компактном расселении национальных меньшинств. Она в свою очередь может иметь две разновидности: политическая и административная автономия.
Политическая автономия - это своего рода "несуверенное государство". Такая форма автономии характеризуется наличием местного парламента, обладающим правом на издание местных законов по вопросам, относящимся к компетенции автономии. Эти законы не могут противоречить общегосударственным, а представитель центрального правительства (губернатор, комиссар, министр) имеет право вето для отмены нарушающих этот принцип местных законов. Правовой статус автономии и границы ее компетенции утверждается центральным парламентом. Примером таких автономий являются Северная Ирландия (Великобритания), Корсика (Франция), Аландские острова (Финляндия), Азорские острова (Португалия), Гренландия и Фарерские острова (Дания), юг Судана, о-ва Минданао и Кордильера на Филиппинах.
Административная автономия не предполагает образование местных парламентов. В национально-автономных областях в данном случае образуются такие же органы, как и в обычных административно-территориальных единицах. Но они наделяются более широкими полномочиями (главным образом, в области правового регулирования статуса самой автономной области, корректировки подзаконных актов центральных органов власти в зависимости от специфики местных условий) вопросах регионального экономического развития, природоохраны, культуры.
При сочетании двух принципов автономизации образуются т.н. регионалистские государства. Организация власти и территориальное деление в каждой из таких стран очень специфичны. Например, в Испании исторически сложилась иерархичная система с четырьмя "национальными зонами" (Страна басков, Каталония, Галисия и Андалузия), обладающими полной автономией, и тринадцатью, обладающими частичной автономией, "историческими областями", часть из которых находится внутри "национальных". В Италии в составе территориально-политического деления существует пять особых областей, юрисдикция каждого из которых определяется специальным конституционным законом. Они не имеют местных парламентов, обладают областными представительными собраниями (советами), издающими региональные законы по ограниченному кругу законов. В Республике Союз Мьянмы конституция 1994 г. установила статус семи национальных и семи административных областей. По своему типу некоторые регионалистские государства приближаются к федеративному типу устройства. В этих случаях внутренние регионы страны имеют одинаковый статус, но превышающий полномочия обычных административных автономий (например, в Папуа Новой Гвинеи, на Шри Ланке).
Политика и общество. Политическая социализация. Ее типы
(модели)
Полити́ческая социализа́ция — это «процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности». Другими словами, политическая социализация сводится к усвоению политических ценностей и норм, необходимых для адаптации в сложившейся политической системе и вы ...
Формы деятельности, права и обязанности депутатов Государственной Думы,
членов Совета Федерации.
Федеральный закон о статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы определяет основные формы депутатской деятельности. а) участие в заседаниях соответственно Совета Федерации, Государственной Думы в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации; в совместных заседаниях па ...
Выводы по военно-политической обстановке в Косово
Исходя из развития военно-политической обстановки в Косово можно сделать следующие выводы: — косовский конфликт имеет глубокие этно-исторические корни и грозит серьезным обострением обстановки в районе Балканского полуострова. Существовавшая потенциальная опасность его перерастания в вооруженный конфликт с активным участием СРЮ и Албании ...