При характеристике депутата как члена парламента важное значение
имеет мандат депутата, который является одним из элементов содержания правового статуса депутата. «Мандат депутата
выражает опосредованную правом сущность взаимоотношений депутата с
избирателями, обусловленную фактом уполномочивания депутата
избирателями на осуществление суверенной воли народа в законодательном
органе. Мандат депутата отличается от гражданско-правового договора
представительства кругом субъектов (гражданскому праву не известны такие
субъекты, как народ, избиратели округа), публичностью объекта
представительства.»[2] Очевиден двуединый статус депутата, выступающего, с одной стороны, в качестве народного представителя, а с другой стороны, в качестве должностного лица. Такое положение депутата вытекает из двойственной природы парламента как представительного и законодательного органа и профессионального (преимущественно) характера деятельности депутата. При этом сущность мандата депутата определяется переносом выражения воли народа на деятельность депутата как народного представителя. Именно для осуществления представительских функций депутат наделяется должностными правами и обязанностями. Можно выделить две разновидности депутатских мандатов, которые присущи различным странам мира: императивный и свободный.
Императивный мандат депутата к настоящему времени не имеет
широкого распространения. Он сохранился преимущественно в государствах,
подтвердивших в конце 20 века свою приверженность идеям социализма, а
также в некоторых иных государствах на уровне регионов и местных
территориальных сообществ. При этом наблюдается определенная
трансформация традиционных признаков императивного мандата. Депутат
уже не рассматривается как представитель исключительно того
избирательного округа, от которого он избран (преимущественно при
мажоритарной избирательной системе). Он считается одновременно
представителем нации в целом. Соответственно не проводится жесткое
отграничение институтов наказов избирателей и отчетности депутата от
обращений граждан и простых встреч депутата с избирателями. Сохраняется
проблема неопределенности оснований отзыва депутата. Очевидна
сложность применения императивного мандата в условиях содержательной
насыщенности современного законодательства. Этот вид мандата отличает
чрезмерная зависимость от политической активности граждан и
злоупотребление личным временем избирателей.
Появление партийного императивного мандата в начале 20 в. является
реакцией на существующие в некоторых государствах многочисленные
переходы депутатов из одной партийной фракции в другую. Партийный
императивный мандат характеризуется обязательностью для депутата
указаний политической партии, от которой он избран; представительством
интересов, в первую очередь, своей политической партии;
подконтрольностью депутата фракции; возможностью лишения мандата в
случае отступления от партийной дисциплины. Он способствует
бюрократизации государственного механизма, поскольку законодательно
защищает интересы только узкокорпоративной группы членов общества
(политической партии), а не всего народа.
Свободный мандат депутата является наиболее распространенным в
Предпосылки образования России
Важным
положением
геополитики
является
утверждение
, в
соответствии
с
которым
способность
общества
поддерживать
свое
существование
имеет
тенденцию
концентрироваться
то
в
одном
форпосте
, то
в другом
в
зависимости
от
изменения
в
ходе
исторического
развития направления
внешних
давлений
. Другими
словами
, обстоятельства
должны
были
сложить ...
Ближний Восток – зона геополитических и экономических
интересов и плацдарм боевых действий США
Развитие событий вокруг Ирака дает серьезный повод для того, чтобы задуматься над современными тенденциями в мировой политике. Так получается, что нынешний иракский кризис ставит много вопросов, выходящих далеко за рамки очередной попытки Вашингтона приструнить еще одного строптивого и непослушного политического лидера одной из стран мир ...
Условия формирования гражданского общества
Вследствие возрождения традиций гражданского общества в конце 1980-х гг. люди демонстрировали готовность создавать неполитические объединения. Однако для становления полноценного гражданского общества начавшемуся процессу гражданской самоорганизации необходим был ряд условий. 1. Осуществление разгосударствления собственности, так как эко ...