При характеристике депутата как члена парламента важное значение
имеет мандат депутата, который является одним из элементов содержания правового статуса депутата. «Мандат депутата
выражает опосредованную правом сущность взаимоотношений депутата с
избирателями, обусловленную фактом уполномочивания депутата
избирателями на осуществление суверенной воли народа в законодательном
органе. Мандат депутата отличается от гражданско-правового договора
представительства кругом субъектов (гражданскому праву не известны такие
субъекты, как народ, избиратели округа), публичностью объекта
представительства.»[2] Очевиден двуединый статус депутата, выступающего, с одной стороны, в качестве народного представителя, а с другой стороны, в качестве должностного лица. Такое положение депутата вытекает из двойственной природы парламента как представительного и законодательного органа и профессионального (преимущественно) характера деятельности депутата. При этом сущность мандата депутата определяется переносом выражения воли народа на деятельность депутата как народного представителя. Именно для осуществления представительских функций депутат наделяется должностными правами и обязанностями. Можно выделить две разновидности депутатских мандатов, которые присущи различным странам мира: императивный и свободный.
Императивный мандат депутата к настоящему времени не имеет
широкого распространения. Он сохранился преимущественно в государствах,
подтвердивших в конце 20 века свою приверженность идеям социализма, а
также в некоторых иных государствах на уровне регионов и местных
территориальных сообществ. При этом наблюдается определенная
трансформация традиционных признаков императивного мандата. Депутат
уже не рассматривается как представитель исключительно того
избирательного округа, от которого он избран (преимущественно при
мажоритарной избирательной системе). Он считается одновременно
представителем нации в целом. Соответственно не проводится жесткое
отграничение институтов наказов избирателей и отчетности депутата от
обращений граждан и простых встреч депутата с избирателями. Сохраняется
проблема неопределенности оснований отзыва депутата. Очевидна
сложность применения императивного мандата в условиях содержательной
насыщенности современного законодательства. Этот вид мандата отличает
чрезмерная зависимость от политической активности граждан и
злоупотребление личным временем избирателей.
Появление партийного императивного мандата в начале 20 в. является
реакцией на существующие в некоторых государствах многочисленные
переходы депутатов из одной партийной фракции в другую. Партийный
императивный мандат характеризуется обязательностью для депутата
указаний политической партии, от которой он избран; представительством
интересов, в первую очередь, своей политической партии;
подконтрольностью депутата фракции; возможностью лишения мандата в
случае отступления от партийной дисциплины. Он способствует
бюрократизации государственного механизма, поскольку законодательно
защищает интересы только узкокорпоративной группы членов общества
(политической партии), а не всего народа.
Свободный мандат депутата является наиболее распространенным в
Вывод
В новом веке власть ищет пути восстановления традиционных способов существования, органичных политическому генотипу российской культуры, когда только сама власть является инициатором и контролером политических процессов. Но при этом административно-бюррократический аппарат выражает не только собственный интерес, но интересы клиентел и ря ...
Вступление
Настоящее время в нашей стране характеризуется процессом бурного возникновения, борьбы, расколов и исчезновения большого количества самых разнообразных партий. Складывается многопартийность, которая по многим характеристикам не имеет зарубежных аналогов. Исследователи, практики, да и сами активисты возникших и возникающих партий испытыва ...
Социальная структура и социальная политика Взаимосвязь и
взаимообусловленность
Процесс создания гражданского общества имеет свои специфические особенности. Для его появления необходимо наличие развитой социальной структуры и отлаженной социальной политики государства. Социальная структура – совокупность связей и отношений, в которые вступают общности людей по поводу условий их жизнедеятельности. В основе ее развити ...