Президентское правление характеризуется такими чертами:
отсутствие дуализма исполнительной власти, так как президент является одновременно главой государства и главой правительства;
президент избирается непосредственно всей нацией;
президент и парламент независимы один от другого, так как парламент не имеет права сместить президентское правительство с помощью вотума недоверия, а президент не может распустить парламент.
Поскольку правовые нормы при президентском режиме не определяют права парламента сместить правительство, выразив ему вотум недоверия, президент имеет возможность сформировать правительство из представителей своей собственной партии (а также других партий, поддержавших его на президентских выборах) даже в том случае, если партия не располагает большинством мест в парламенте. Иначе говоря, для того чтобы партия (блок партий) смогла сформировать правительство при президентском режиме, ей (им) необходимо одержать победу на президентских, а не на парламентских выборах. В политической практике нередко возникает ситуация "разделенного правления", при которой на президентских выборах побеждает одна партия (блок партий), а парламентские выборы приносят победу другой. В этом случае исполнительная и законодательная власти контролируются разными политическими силами. Поэтому президентский режим может существовать только тогда, когда между соперничающими партиями нет серьезных разногласий, касающихся наиболее важных проблем общественной жизни, а их соперничество за власть не приводит к глубоким конфликтам. Наиболее красноречивый пример такого правления - США, где ситуация "раздельного правления" достаточно частое явление, ибо обе партии, доминирующие на политической арене этой страны, - и республиканская, и демократическая - разделяют одни и те же ценности, и расхождения между ними носят тактический, а не стратегический характер.
Значительное число западных демократий едва ли подходит под вышеописанные "чистые" формы правления. Большинство из них представляют собой смешанные формы, среди которых следует выделить две модели.
Президентско-парламентская форма правления (например, Веймарская республика или Французская республика). Здесь президент играет значительно более важную роль, чем при парламентской модели. Президент государства в таких системах избирается на прямых выборах, он оказывает существенное влияние на создание правительства и назначение служебных лиц на ключевые посты. Но правительство зависит не только от президента, оно ответственно также перед парламентом и может быть заменено последним. Важную, роль при таком правлении играют партийная система и парламентское большинство. Президент во Франции только тогда может прочно удерживать свои позиции, когда располагает большинством в парламенте.
Другая модель может быть проиллюстрирована на примере Швейцарии, где действует конституция, которая объединила в себе черты президентской и парламентской форм правления. Хотя парламент и выбирает правительство, но не может его отозвать. В свою очередь, правительству не принадлежит право решения, касающегося парламента. Правительственный пост и депутатский мандат не совместимы. Правительство - в отличие от президентской системы - имеет право законодательной инициативы.
"Смешанные формы" правления характерны и для большинства стран СНГ, в том числе и для Украины. Процесс перехода от тоталитаризма к демократии привел здесь к непродуманному, произвольному соединению элементов той и другой форм правления. Посты президентов сосуществуют тут с парламентами, наделенными не только законодательными, контролирующими, но и регулирующими функциями. Не разработанность четкого статуса правительства, отсутствие точного разграничения функций различных властных структур, а также детально разработанного механизма сдержек и противовесов, который шлифовался в странах западной демократии веками, неопределенность во взаимоотношениях центральных и местных органов власти приводят к изнурительной и болезненной для общества борьбе между законодательной и исполнительной ветвями власти, создают иногда угрожающие для государственной стабильности кризисы власти.
Функции политической элиты
На первом месте стоит стратегическая функция. Ее содержание заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определении политической программы действий. Коммуникативная функция предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных групп и с ...
Подчинение финансового капитала целям повышения эффективности реального
сектора экономики
Налоговая политика должна способствовать укреплению позиций среднего класса. Государством устанавливается средний прожиточный уровень, от разрыва с которым определяется величина налога. Чем больше разрыв, тем выше ставка налога. Механизм налогообложения должен быть упрощенным, понятным простым гражданам. Рекомендация Берлинского консенсу ...
Политическое развитие и политический процесс. Революция
Революция (от позднелат. revolutio поворот, переворот, превращение, обращение) глобальное качественное изменение в развитии природы, общества или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. (в перенос. смысле) Сильные и удивительные изменения.[источник?] Первоначально термин revolution употреблялся в астрологии и а ...