“Мировая история”, или “история человечества” предполагает рассмотрение всех основных составляющих общественной жизни – экономики, политики, культуры, религии, идеологии – всех стран и народов. Однако на практике мировая история – во всяком случае так, как она излагается в школьных учебниках, – представляет собой по преимуществу историю политической власти. Люди, говоря о мировой истории, имеют в виду историю империй – Египетской, Вавилонской, Персидской, Македонской, Римской и т.д. – вплоть до наших дней. На переднем плане мировой истории находятся люди, олицетворяющие политическую власть, – цари, высшие государственные деятели, полководцы и другие руководители. Все руководимые, особенно народные массы, остаются в тени. И только иногда в связи с социальными революциями история вспоминает о них.
Казалось бы, такой уклон мировой истории снимает необходимость выделения из нее политической истории. Однако процесс дифференциации наук продолжается. Политическая история все больше приобретает статус самостоятельной науки, имеющей свои интересы, свой “срез” в истории, свою группу рассматриваемых проблем. Но, разумеется, эта самостоятельность относительна: без политической истории общая история лишилась бы многих объяснительных мотивов.
Примерно так же обстоит дело с соотношением политической истории и историей политических учений. Последняя является частью первой. Но это особая, относительно самостоятельная часть, связанная с мыслительной деятельностью людей, с их сознанием и познанием мира и самих себя.
Политические учения органично связаны с правовыми учениями. Политические мыслители прошлого в своих сочинениях затрагивали, как правило, государственно-правовые вопросы. В данной работе мы остановимся на политических взглядах и идеях таких мыслителей, как Платон, Аристотель и Эрнест.
Экспансия исламского радикализма на Северном Кавказе
В конце 1970-х- начале 1980-х годов в мусульманском мире наметилась тенденция к усилению позиций исламского экстремизма и фундаментализма, что в целом было обусловлено общей политизацией ислама (равно как и исламизацией политики).В современной научной литературе данной проблеме посвящено значительное количество работ, в которых существую ...
Общественно-политическое движение и атомизация общества - основа
существования тоталитарного режима
Третий признак - общественно-политическое движение, составляющее массовую социальную базу режима. К сожалению, в ранних концепциях тоталитаризма практически не рассматривалась роль самого народа в создании и функционировании тоталитарного режима. Народные массы чаще выступали в облике несчастных жертв, бедных непротивленцев, являющихся о ...
Типология
политических лидеров Д. Рисмана
Д. Рисман различал три типа обществ и, соответственно, три типа социальных характеров. По его мнению, характер определяется обществом. Трем социальным характерам соответствуют три типа политических личностей. «Безразличный»
. Традиционному обществу соответствует «безразличный тип». Это человек, у которого либо нет никакого отношения к по ...