На наш взгляд, так называемый «исламский фактор» является наиболее реальной угрозой безопасности СНГ как геополитическому пространству. Но при этом необходимо совершенно четко представлять истоки этой проблемы, питающие магистрали, движущие силы и причины, актуализирующие политическую роль ислама в регионе. Это очень сложная тема.
Анализируя роль и место исламского экстремизма как геополитической силы в формировании внутренних и внешних угроз национальной безопасности государств СНГ и территориальной целостности России, мы не должны ограничиваться рассмотрением только лишь его религиозно-идеологической и эмоционально-разрушительной составляющих, надо смотреть гораздо шире.
На сегодня терроризм - это уже не только и не столько диверсанты-одиночки, угонщики самолетов и убийцы-камикадзе. Современный терроризм - это мощные структуры спецслужб, в том числе и государственных, с соответствующим их масштабам оснащением. Примеры Таджикистана, Косова, Чечни, 11 сентября в США, Афганистана и стоящих за ними мощных покровителей и доноров транснациональной природы показывают, что современный терроризм способен вести диверсионно-террористические войны, участвовать в масштабных вооруженных конфликтах.
Многие исследования[8] последних лет свидетельствуют, что ислам и мусульмане Советского Союза являлись объектом внешнего воздействия, и субъекты этого внешнего воздействия стремились и стремятся превратить мусульман из лояльных граждан этого государства в некую антигосударственную силу. Распад СССР и создание СНГ в какой-то степени стало следствием искусственно созданного (или возрожденного) напряжения по линии государство - ислам, государство - мусульмане.
Постсоветские государства СНГ - Россия, центральноазиатские государства (Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Казахстан, пока в наименьшей степени Туркменистан), а также Азербайджан и Украина - оказались перед лицом нового вызова. Этот вызов - внедряемый извне исламский экстремизм в форме ваххабизма[9].
Формы и методы внедрения ваххабизма многочисленны и разнообразны - направление миссионеров; идеологическая обработка мусульман из государств СНГ, прибывающих на хадж в Саудовскую Аравию; деятельность формально неправительственных фондов; вторжение из-за рубежа боевиков и вооруженных групп; террористическая активность; создание форпостов ваххабизма - Чечня при Дудаеве-Яндарбиеве-Масхадове, Дагестан (Кадарская зона), Таджикистан (Тавильдаринская зона). Вожделенный регион для создания ваххабитского форпоста - Ферганская долина.
Несомненно, распространители ваххабизма стремятся к распространению новой модели мироустройства. В том числе они стремятся к тому, чтобы идеи, сформулированные Ибн-Абд-аль-Ваххабом и его последователями заменили, вытеснили ислам, распространенный в Центральной Азии и на Кавказе, они реализуют задачу превращению ваххабизма из численно ограниченного направления в исламе, которое многие мусульмане расценивают как еретическое, в господствующее. Государства СНГ, в которых распространен ислам, оказались территорией, на которой развязана религиозная война, и первым объектом агрессии являются местные мусульмане.
Насущной для государств СНГ становится задача выработки новой политики в области государственно-религиозных отношений. Нельзя исключать и того, что назреет задача выработки международно-правовых механизмов, регулирующих межрелигиозное сосуществование и взаимодействие. Новизна этого вызова предполагает также новую конфигурацию геостратегических союзов в формирующемся суперрегионе, охватывающем Ближний и Средний Восток, Центральную Азию, Кавказ, а также Северную Африку, регион Персидского залива, Юго-Восточную Европу - в суперрегионе, относительное единство которого заключается в том, что он превращен в арену разобщающей религиозной войны.
Роль и функции элиты в современном обществе
Политическая элита — необходимый и объективно существующий элемент социальной структуры любого современного общества. Ни один класс, социальный слой или иная социально оформившаяся группа не способны реализовать свои интересы и обеспечить развитие непосредственно, путем равномерного влияния всех, на принятие государственных решений. Они ...
Политические учения Нового времени
Политические теории Нового времени (16-19 вв.) были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. Эти теории отражали требования зарождавшейся буржуазии, которая боролась против феодальных устоев. Исходя из принципов естественного права, согласно которым каждый чело ...
Цели КПРФ
- Сбережение народа. Ликвидация лютого геноцида. Прекращение демографической катастрофы. Возрождение эффективной системы здраво охранения и народного образования. - Возращение народу разграбленного достояния страны. Восстановление социальной справедливости. Утверждение государственного контроля над стратегическими секторами экономики. Об ...