Федерации в 2002-2004 годах и перспективы развития избирательного законодательства», посчитавшие, что введенные меры направлены на обеспечение единства страны и укрепление государственных структур.
Но вместе с тем, в целях обеспечения установления тесной связи избранных депутатов с избирателями в регионах и зависимости получения депутатского мандата от результатов работы кандидата из федерального списка в конкретном субъекте Российской Федерации, они порекомендовали Федеральному Собранию Российской Федерации закрепить в Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы» следующие требования: уменьшение до трех кандидатов общефедеральной части федерального списка кандидатов; обязательность разделения федерального списка кандидатов на региональные группы, общее число которых не может составлять менее четырех пятых от числа субъектов Российской Федерации; при распределении депутатских мандатов внутри федеральных списков кандидатов — первоочередное получение мандатов кандидатами из тех региональных групп кандидатов, которые набрали на соответствующих территориях наибольшие доли голосов избирателей в общем числе голосов избирателей, принявших участие в голосовании на этих территориях; сохранение предусмотренного в настоящее время федеральным законом для следующих выборов депутатов Государственной Думы семипроцентного заградительного пункта при условии распределения депутатских мандатов в Государственной Думе не менее чем между четырьмя федеральными списками кандидатов.
При совершенствовании избирательной системы одним из наиболее болезненных вопросов является проблема наличия и величины заградительного пункта, согласно которому партии и движения, набравшие меньше определенного процента голосов избирателей, исключаются из распределения депутатских мандатов.
В России в ходе подготовки законопроекта «О политических париях» ко второму чтению в сентябре—октябре 2002 года рядом депутатов Государственной Думы были выдвинуты инициативы по пересмотру порога заградительного барьера в сторону его увеличения. Так, депутатом О.В.Морозовым было инициировано повышение уровня заградительного барьера в 2,5 раза с 5 % до 12,5 %. Однако в результате возобладала точка зрения о необходимости повышения заградительного барьера до 7 %.
Кроме того, Федеральный закон «О политических партиях» предусматривает обязательность участия политических партий в выборах: партии, не принимавшие участия в выборах в течение 5 лет, подлежат ликвидации в судебном порядке. Выбор именно пятилетнего периода не случаен: он совпадает по времени с электоральным циклом, в течение которого происходит смена составов всех без исключения органов государственной власти и органов местного самоуправления. В этот период партия имеет потенциальную возможность принять участие в проведении практически всех избирательных кампаниях на территории Российской Федерации. Таким образом, в России изменения, внесенные в избирательное законодательство, предоставляют значительные преимущества крупным политическим партиям.
Завершая рассмотрение вопроса о деятельности партий в избирательном процессе, необходимо указать на такие проблемные моменты, как отсутствие исчерпывающего перечня оснований для отзыва кандидатов, выдвинутых партией, что является уязвимым звеном действующей системы правового регулирования деятельности партий и необходимость усиления правовых гарантий общественного контроля за проведением выборов, подсчетом голосов избирателей, установлением итогов голосования.
Кроме того, необходимо предпринять дополнительные меры по ограничению использования участниками избирательных кампаний преимуществ должностного положения, причем не только лицами, замещающими государственные должности, но и иными руководителями, в том числе коммерческих организаций. Должно быть обращено внимание на реализацию гарантий справедливого и сбалансированного освещения в средствах массовой информации деятельности различных политических партий.
Президентские правления
Президентское правление характеризуется такими чертами: отсутствие дуализма исполнительной власти, так как президент является одновременно главой государства и главой правительства; президент избирается непосредственно всей нацией; президент и парламент независимы один от другого, так как парламент не имеет права сместить президентское п ...
Механизм формирования политической элиты
В мире существуют две тенденции в формировании и воспроизводстве политической элиты. Первая типична для государств с недемократическими режимами и характеризуется закрытостью, узкой социальной базой формирования кругом лиц, осуществляющих отбор. Обычен для государств с низкой социальной мобильностью. Закрытый тип рекрутирования является ...
Некоторые исследования тоталитаризма
В 30-45-х годах предпринимались многочисленные попытки выявить структурную и функциональную общность тоталитарных диктатур на основе сравнительного изучения большевизма и фашизма. Первым следует назвать В. Гуриана(1931), дальнейшие исследования связаны с именами М. Лернера(1935), Т. Кона(1935), К. Хаеса(1940), Ф. Боркенау(1940) и С. Нойм ...