Республика — одна из важнейших форм правления. В истории политической и правовой мысли под нею, в основном, подразумевали демократию или аристократию. Эта мысль отражается в концепциях таких мыслителей, как Аристотель, Цицерон, Макиавелли, Боден и др. В дальнейшем при классификации форм правления стало употребляться понятие о республике. В современной политической науке понятие демократия применяется для характеристики политического режима.
Важнейшее место в данной классификации занимает демократия. В ранний период своего существования в Древней Греции демократия понималась как особая форма, разновидность организации государства, при которой властью обладает не одно лицо и не группа лиц, и все граждане, пользующиеся равными правами на управление государством.
Демократия как мировоззренческий идеал, превращаясь в цели деятельности людей, дает начало демократии как определенному социальному движению. Это движение возникает под флагом борьбы с абсолютизмом за либеральные ценности и в ходе истории постепенно расширяет диапазон своих целей. Демократия как власть народа или, более развернуто — «правление народа, избранное народом и для народа» (определение американского президента А.Линкольна) выступает скорее нормативным идеалом, привлекательной утопией, чем характеристикой реальных демократических государств.
Демократия как народовластие представляет собой во многом утопический идеал, который все же имеет важное значение, поскольку он выступает ориентиром, целью политического развития общества. Реальная демократия в лучшем случае — власть большинства над меньшинством, в худшем — господство хорошо организованного, опирающегося на экономическую, а так же информационную власти и социальные привилегии меньшинства над большинством, осуществляемое при формальном согласии большинства граждан. Подлинное народовластие несовместимо с существованием государства и демократии как его разновидности. На деле же демократия нигде и никогда не существовала без государства.
Греческое слово демократия в переводе на русский язык значит народоправство. Слово это очень часто употребляется в одинаковом значении со словом республика. Республика может быть организована, так, что власть на деле будет принадлежать большинству, и она может быть организована, что фактически власть будет принадлежать меньшинству. В первом случае, по мнению Е.А.Энгеля, мы имеем дело с демократической республикой, а во втором случае — с буржуазной[59]. Однако следует оговорится, что мы все же имеем дело скорее всего с демократией и аристократией. Такое деление, по-моему, более корректно.
Демократическая республика предполагает такое государственное устройство, которое обеспечивало бы фактическое государство в политической жизни интересов большинства населения. Удачную характеристику признаков демократической республики дает все тот же Е.А.Энгель. Он выделяет:
1) демократический характер избирательного права;
2) однопалатный парламент;
3) действительность общественного контроля;
4) оплату депутатского труда из средств государственного казначейства;
5) краткосрочность полномочий государственных органов;
6) отсутствие права санкций законов[60].
Что касается современных республик, то еще раз выделю основные их виды: президентские, полупрезидентские и парламентские. В первом случае исполнительная и законодательная власти уравновешивают друг друга, во втором преобладает исполнительная власть, в третьем — законодательная. Необходимо отметить, что полупрезидентская система характерна в основном для государств с автократическими тенденциями. Такая система сложилась во Франции, где во все времена существовали мощные центростремительные силы. Наоборот, в Италии, где централизованное государство сложилось лишь в XIX веке, традиционно сильны провинциальные силы.
[1] Энгель Е.А. Государство и формы его строя. Пг., 1919. С.22.
[2] См.: Магазинер Я.М. Общее учение о государстве. Пг., 1922. С.422.
[3] См.: Денисов А.И. Сущность и формы государства. М., 1960. С.13-17.
[4] См.: Петров В.С. Тип и формы государства. Л., 1967. С.67-68.
[5] Энгель Е.А. Указ. соч. С.27.
[6] См.: Там же. С.30.
[7] Стародубский Б.А. О классификации форм буржуазных государств//Уч. тр. Свердловского юрид. ин-та. Вып. 4. Свердловск, 1964. С.493.
[8] Энгель Е.А. Указ. соч. С.78.
[9] См.: Кокошкин Ф.Ф. Республика. Пг. 1917. С.15-16.
[10] См.: Еллинек Г. Общее учение о государстве. М., 1908. С.492.
[11] См.: Шершеневич Т.Ф. Общая теория права. М., 1995. Т.1. С.228-229.
[12] См.: Кокошкин Ф.Ф. Русское государственное право. М., 1908. С.140-142
[13] Коркунов Н.М. Русское государственное право. Спб., 1904. Т.1. С.107.
[14] См.: Магазинер Я.М. Общее учение о государстве. С.330-346.
Идеология народничества М.А.Бакунина
Теоретик анархизма М. А. Бакунин являлся и признанным идеологом народничества. Он полагал, что Россия и вообще славянские страны могут стать очагом всенародной и интернациональной социальной революции. Славяне, в отличие от немцев, не питают страсти к государственному порядку и к государственной дисциплине. В России государство открыто п ...
Порядок выдвижения и требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты
Государственной думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации.
Право выдвижения кандидатов в депутаты Государственной думы принадлежит непосредственно избирателям, избирательным объединениям (политические партии, движения) и избирательным блокам. На основании Закона РФ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», принятого Государственной Думой 9 июня 1995 г ...
Собственность
I. Вместе с правом Штирнер, безусловно отвергает и правовое учреждение собственности. “Собственность живёт по милости права; право единственная её защита. Она не “действительность”, а фикция, идея. Это собственность правовая, законная, гарантированная; собственность “моя” не благодаря Мне, а благодаря праву”. Собственность в этом смысле ...