В современном мире все более возрастает роль международных организаций в сфере коллективной безопасности, все более актуальными становятся проблемы защиты интересов граждан и мирных жителей стран постсоветского пространства, которые требуют многостороннего, структурного подхода для их решения. В постперестроечный период, после окончания «Холодной войны» и конфронтации США-СССР, на постсоветском пространстве образовался «вакуум», который на протяжении почти двух десятилетий пытались заполнить различные военно-политические организации. В условиях развития мирового финансового кризиса, активного действия террористических организаций особую роль играют межгосударственные связи, но еще большую роль играют взаимодействие и сотрудничество международных организаций – таких, как ОДКБ, ЕврАзЭС, НАТО и др.
Развивающаяся система ОДКБ позволяет России и другим государствам в данном регионе совместно координировать собственные силы и организованно решать существующие проблемы. В Центрально-Азиатском регионе и на Ближнем Востоке приобретает все более высокую значимость ОДКБ, с которой все активней сотрудничают международные организации, заинтересованные в обеспечении особо важных для Центрально-Азиатского региона энергетической безопасности, безопасности гидротехнических сооружений и иных стратегически важных объектов, воздушного пространства и транспортных систем, в ликвидации и предупреждении последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Недавно представители ОДКБ и ЕврАзЭС (26.02.09) обсудили перечень возможных направлений сотрудничества и полноценного взаимодействия в различных областях Центрально-Азиатского и Ближневосточного региона. В данном документе обговариваются вопросы защиты экономических, политических и других интересов государств, входящих в организации, где особое внимание обращают на вопросы военно-экономического сотрудничества государств, входящих в организации, на сферу межпарламентского сотрудничества, на координацию деятельности по постконфликтному обустройству Афганистана.
Представители государств-членов ОДКБ формируют новые структуры ОДКБ. Создание нового объединения стран СНГ в рамках ОДКБ, а именно Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), которое в обозримом будущем имеет все шансы превратиться в мощный военно-политический блок, является одним из примеров такого направления. Коллективные силы оперативного реагирования – это союз государств-единомышленников, эффективные связи между которыми налаживались и развивались на протяжении нескольких веков. Данный проект при его успешном исполнении фактически означает создание очень сильного по оснащенности и военно-технической подготовке, многофункционального блока, который смог бы адекватно реагировать на любые военно-политические вызовы. Основными обязанностями КСОР, по сути, являются противодействие, прежде всего, военным, политическим и иным видам вторжения во внутри- и внешнеполитические процессы, не соответствующим нормам международного права. Так одними из первоочередных задач перед данной организацией стоят проблемы возможного противодействия пограничным и военным конфликтам, пресечение деятельности экстремистских и террористических группировок, особо опасных криминальных структур, контрабандистов и иных видов организованной преступности. Предполагается, что данная организация будет обладать силами, которые по мощи, качеству и потенциалу сопоставимы с организованными силами иных военно-политических блоков.
Так же приняты решения по вопросам транзита через воздушное пространство стран-членов ОДКБ для нужд Международных сил содействия безопасности (МССБ) в Афганистане, а также переговорного процесса с представителями НАТО и США об организационно-технических аспектах оформления транзитных перевозок через территорию названных стран. Хотелось бы сказать, что последовательная работа и слаженная система управления ОДКБ все эффективнее проявляет себя в политических процессах, которые протекают в зоне ответственности государств-членов ОДКБ. ОДКБ была и останется гарантом территориальной целостности и суверенитета государств-членов, невмешательства иных государств и организаций во внутренние дела, а также влияния на внешнеполитический курс государств-членов со стороны иных государств, ТНК, военно-политических блоков и других организаций. По сути ОДКБ переходит от формального уровня воздействия на международные процессы, к более практическим, а в обозримом будущем намечается не только участие в глобальных политических процессах, но и активное влияние на развитие международных отношений. Предлагая новую систему отношений и взаимопомощи государствам-членам международной организации, ОДКБ будет играть роль альтернативы в области коллективной безопасности. Если проект создания КСОР будет реализован в обозримом будущем, то это позволит государствам-участникам КСОР повысить свое влияние на международные отношения как в частном порядке, так, и, в общем, выражая общие интересы и цели.
Понятие политической власти
1 Политическая власть — центральное понятие политологии. Политическое знание вырастало прежде всего из осмысления сущности, направленности, механизма властных отношений в обществе. Давно подмечено, что при отсутствии или параличе власти не только увеличивается социальная неупорядоченность, но и снижается уровень защищенности человека, ра ...
Современные теории политических партий
В политологии обозначились различия в подходах к определению политической партии. При одном подходе упор делается на особенностях структуры партии, продолжительности существования, факторах социальной устойчивости. Типичными для этого подхода являются определения, в которых партия рассматривается как "объединение людей, имеющее свою ...
Дать определение следующим понятиям
Ресурсы политической власти - это потенциальные возможности, средства власти, которые она использует в процессе осуществления своих полномочий, функций. Существует несколько классификаций ресурсов. Так, согласно А.Этциони, они делятся на утилитарные, принудительные и нормативные. Широко распространена классификация ресурсов в соответстви ...