Многие депутаты и руководители законодательных органов полагают достаточным для себя издание множества законов. За прошедшие годы здесь вроде бы преуспели. Но от обилия законов мало что меняется в обществе и пока не наблюдается должного решения проблем его развития. Значит, вопрос упирается в содержание законов и их обеспеченность исполнительной властью. Здесь ни к чему противостояния, которые только подрывают авторитет как самих законов, так и действий по их исполнению.
Демократизм государственного управления создается, наконец, демократической организацией самой исполнительной власти
. Причем проблема здесь не исчерпывается введением выборности первых руководителей соответствующих органов, а только с этого начинается. Без использования в исполнительной власти демократических форм и технологий ведения управленческих дел нельзя добиться ее должной рациональности и эффективности. Первостепенная роль в этом принадлежит функционально-структурным преобразованиям, в основе которых лежит понимание того, что управляющее воздействие осуществляется тогда, когда оно входит в прямой контакт с управляемым объектами. Мировой тенденцией развития государственного управления выступает поэтому децентрализация функций и полномочий органов с усилением контроля сверху (по вертикали) и снизу (от общества) за их надлежащей реализацией. Пока в России в данном аспекте сделано мало и на феодальном уровне сохраняется слишком много громоздких органов исполнительной власти. Очень сложна их организационная структура, ведущая к параллелизму, дублированию и нестыковкам. Намеченные в этом направлении реформы внесли кое-какие изменения, но пока не обдумываются пути повышения активности государственного управления.
Многое зависит соответственно от использования коллегиальных форм
управленческой деятельности, ибо только они позволяют проводить «мозговые атаки» на проблемы (метод академика Л.Ландау), организовывать разновариантную разработку проектов управленческих решений, вводить действенную внешнюю экспертизу, аккумулировать знания и волю персонала управления. Жаль, что это медленно осознается и диктат субъективизма «сильной» личности в самых разных органах исполнительной власти продолжается.
Ряд вопросов в рассматриваемом направлении призвана решить государственная служба как социально-правовой институт. В частности,
· путем введения конкурсных начал в порядок замещения государственных должностей,
· установления предельных сроков пребывания на одной должности и упорядоченная динамика карьеры,
· организации постоянной, открытой и объективной аттестации всех управленческих кадров,
· создания механизмов подотчетности и подконтрольности деятельности должностных лиц любого ранга,
· надлежащего стимулирования результативного исполнения государственной должности и др.
Немало резервов демократии еще скрыты в гласности и открытости информации, публичном анализе и оценке функционирования органов исполнительной власти, в проникновении демократизма в некоторые «закрытые» (с наложением табу) органы, в усилении судебного контроля за законностью и обеспечением прав и свобод человека в управленческих процессах и по иным аспектам.
Главное, что необходимо, это до конца осознать, что демократизм государственного управления
представляет собой важную культурную ценность, определенный и значимый результат исторического мирового и национального развития. Это – воспроизводящийся и расширяющийся источник и фактор рациональности и эффективности государственного управления. Надо его осваивать по всем направления и аспектам.
Роль социальных классов в политике
В политологии выделяется также понятие социальный класс и рассматривается его влияние на политику. Социальные классы выделяют среди других страт на основе их экономического положения, устойчивости социального положения их представителей, затрудненности социальной мобильности, а также многочисленности их представителей. Все это обусловлив ...
Развитие политической системы независимой Украины.
Политическая система Украины - это система организации власти в стране. Вся власть в Украине поделена на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Конституция Украины определяет Президента как главу государства, который выступает от его имени. Президент является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостн ...
Политический рынок: концепции, специфика, динамика. Концепция пространства конкурентной борьбы в политике
Теория изучения политических процессов чрезвычайно богата. Исследования, в той или иной мере затрагивающие вопросы политического бытия, находят свое отражение в трудах философов, социологов, юристов, культурологов, специалистов по менеджменту, экономистов, математиков, и политологов. Многие из них привнесли в политическую науку фундамент ...