Центральным элементом политики является борьба за власть. Власть в политике имеет такое же значение, как деньги в экономике. Поэтому уяснение понятия власти имеет принципиальное значение. Существует большой разброс в толковании этого общественного явления. В одних определениях власть рассматривается как возможность осуществлять свою волю, в других – как функциональные отношения, связь между субъектами по поводу управления, в третьих – как некое созидательное начало, знание, способствующее своевременному изменению существующего порядка, в четвертых – как организованное классовое насилие и т.д.
Исходным пунктом в характеристики власти является присущее обществу волевое отношение между людьми, доминирование властной воли. Такого рода волевые отношения возникают там, где есть потребность в согласовании и порядке. Власть возникает из естественно-исторической необходимости в определенной организации, позволяющей обеспечить реализацию интересов общества в целом или отдельных социальных общностей. Именно эта потребность служит побудительной силой властной деятельности.
Система отношений по поводу власти включает четыре основных компонента:
- наличие не менее двух индивидуальных или коллективных партнеров власти;
- выражение властной воли (приказ, требование), предполагающее возможность определенных санкций в случае неповиновения;
- подчинение того, над кем осуществляется власть;
- наличие общепризнанных общественных норм, устанавливающих право отдачи приказа и обязательность ему подчиняться.
Реальным проявлением власти является совершение действия, в результате чего происходят изменения в существующем порядке вещей. Обладать властью – значит иметь право действовать по своему усмотрению, опираясь на установившийся порядок и организованные действия. Большая власть означает большую свободу действий. Властные отношения в обществе носят многообразный характер (экономическая власть, власть в семье, власть научного авторитета, церковная власть и т.д.). Политическая власть начинает проявляться там, где способность влиять становится не интимной (в семье), не узко групповой (в отдельной группе, коллективе), а распространяется на общественные группы, слои, классы, на все общество в целом. Она предполагает, во-первых, общественное разделение между группами (группой), осуществляющими власть, и группами, над которыми она осуществляется, и, во-вторых, организованное принуждение в общественном, общегосударственном масштабе. Таким образом, публичная принудительная сила – явление политическое, характеризующее политическую власть; индивидуальная власть – явление неполитическое.
Следовательно, политическая власть – это волевые отношения между большими социальными группами, основанные на организованном принуждении (насилии), праве и авторитете.
Необходимо иметь в виду, что политическая власть не тождественна государственной, так как не всякая политическая власть является государственной (например, властные отношения, складывающиеся в деятельности политических партий, общественных движений и организаций). Государственная власть – это высшая форма, наиболее полное выражение политической власти; это политическая власть в ее наиболее развитом виде. В то же время политическая власть не тождественна и управлению, ибо управление представляет собой лишь средство, с помощью которого целенаправленное воздействие власти превращается в действительность.
Основными задачами властной политической деятельности являются:
- реализация национально-государственных интересов (потребности нации в выживании, самосохранении, самоутверждении и обеспечении безопасности);
- согласование многообразных социальных процессов в интересах всего общества, а также различных социальных общностей;
- приданию общественным политическим отношениям определенной направленности в соответствии с всеобщими целями или целями господствующих социальных групп;
- организация и поддержание устойчивого функционирования и развития качественно определенной общественной системы;
- осуществление легитимного принуждения в предусмотренных общественными нормами случаях.
Важной проблемой, требующей особого внимания при изучении темы, является проблема легитимности власти. Легитимность в политологическом смысле понимается как поддержка и признание власти со стороны граждан. Это социально-психологическое явление, легитимность существует в сознании граждан в виде положительной установки на политические институты данной власти, как вера и убеждение, что данные институты являются правомерными и справедливыми. В таком контексте легитимность – это признание управляющих большинством управляемых, а обрести легитимность означает получить поддержку тех, над кем власть осуществляется. Легитимность может быть присуща любым формам политической организации, включая деспотические, но более других в ней нуждается демократия.
Политические учения Нового времени
Политические теории Нового времени (16-19 вв.) были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. Эти теории отражали требования зарождавшейся буржуазии, которая боролась против феодальных устоев. Исходя из принципов естественного права, согласно которым каждый чело ...
Политическая глобалистика: понятие и структура
Непосредственно термин глобальные проблемы в его настоящем значении стал употребляться относительно недавно, во второй половине 1960-х годов. В то время ученые различных стран, обеспокоенные обострением многих сложных и взаимосвязанных негативных явлений планетарного масштаба в жизнедеятельности всего человечества, обратились к их целена ...
Анализ условий и факторов проведения
молодежной политики в Санкт-Петербурге. Проблемы петербургской молодежи,
требующие решения. Демографическая
ситуация
По данным Петербургкомстата, общее количество населения в Санкт-Петербурге снижается. Снижается и количество населения в возрасте до 30 лет, его доля в 1990 г. составляла 41,1% от всего населения Петербурга, а в 1995-38%, в 2006 - 34 %. Правда, в последние годы в нашем городе отмечается некоторое сокращение разрыва между числом умерших и ...